Возможны несколько путей анализа художественного текста. Это может быть полный, так называемый филологический анализ текста, или обычный, так называемый культурологический анализ.
Название художественного произведения всегда стремится так или иначе, но дать указание читателю, на что необходимо сделать особый акцент при последующем развертывании текста. Это применимо и к прозаическому и к поэтическому текстам. Если как таковое в поэтическом тексте заглавие не вынесено, то значит смысловое наполнение настолько необъятно (даже для автора), что заключить его в отдельно взятую сжатую фразу (по отношению к тексту в целом) невозможно (и потому «названием» такого стихотворения традиционно считается начальная строка).
Однако, возможно намеренное стремление автора запутать читателя, что свойственно, например, дадаизму, или «обнажение» приема стихосложения, что свойственно футуризму, но в этом случае это не стремление автора к усложнению пути для читателя к смыслу, а один из принципов поэтики в целом.
Важным компонентом при анализе художественного произведения является определение его жанрового своеобразия.
Так в прозе жанр будет определять масштаб изображаемого. Если перед читателем рассказ, то само собой, что в произведении затрагивается некая частная, конкретная проблематика (например, тема одиночества в рассказе Чехова «Тоска»). Если читатель определяет жанр находящегося перед ним произведения, как роман, то и охват событий будет в нем намного крупнее, а, исходя из этого, обилие переплетающихся смысловых пластов будет указывать на «всеохватность» произведения, претензию его на универсальность (например, тема духовного пути героя, раскрывающаяся в образах князя Андрея и Пьера Безухова, примыкающая к ней тема борьбы духовного и телесного в человеческой природе, «мысль народная» по определению самого Толстого, изложение авторской концепции истории).
Тот же подход необходим и к стихотворному тексту. Например: если стихотворный текст является одическим произведением, то разумеется цель и суть его в прославлении лица, которому оно адресовано. Если это элегия, то основой произведения являются некие зыбкие «задумчивые» переживанию и, в сущности, текст является самоанализом (условно говоря) лирического героя.
Знание эпохи, в которую создавался текст, ее реалий, во многом будет способствовать успешному анализу художественного произведения. Зная, что творчество Фонвизина, Корнеля развивалось в русле классицизма, и выяснив основной конфликт данного литературного направления (борьба между долгом и чувством, разрешающаяся в пользу первого) нетрудно проверить на примере текста наличие в нем подобной теоретической базы. Или же, анализируя произведение романтической эпохи, перед читателем сразу возникает целый перечень проблем, волнующих деятелей указанного направления (тема пути художника, преодоление двоемирия, конфликт героя и общества и т. д.).
Название произведения:
Название художественного произведения всегда стремится так или иначе, но дать указание читателю, на что необходимо сделать особый акцент при последующем развертывании текста. Это применимо и к прозаическому и к поэтическому текстам. Если как таковое в поэтическом тексте заглавие не вынесено, то значит смысловое наполнение настолько необъятно (даже для автора), что заключить его в отдельно взятую сжатую фразу (по отношению к тексту в целом) невозможно (и потому «названием» такого стихотворения традиционно считается начальная строка).
Однако, возможно намеренное стремление автора запутать читателя, что свойственно, например, дадаизму, или «обнажение» приема стихосложения, что свойственно футуризму, но в этом случае это не стремление автора к усложнению пути для читателя к смыслу, а один из принципов поэтики в целом.
Жанр:
Важным компонентом при анализе художественного произведения является определение его жанрового своеобразия.
Так в прозе жанр будет определять масштаб изображаемого. Если перед читателем рассказ, то само собой, что в произведении затрагивается некая частная, конкретная проблематика (например, тема одиночества в рассказе Чехова «Тоска»). Если читатель определяет жанр находящегося перед ним произведения, как роман, то и охват событий будет в нем намного крупнее, а, исходя из этого, обилие переплетающихся смысловых пластов будет указывать на «всеохватность» произведения, претензию его на универсальность (например, тема духовного пути героя, раскрывающаяся в образах князя Андрея и Пьера Безухова, примыкающая к ней тема борьбы духовного и телесного в человеческой природе, «мысль народная» по определению самого Толстого, изложение авторской концепции истории).
Тот же подход необходим и к стихотворному тексту. Например: если стихотворный текст является одическим произведением, то разумеется цель и суть его в прославлении лица, которому оно адресовано. Если это элегия, то основой произведения являются некие зыбкие «задумчивые» переживанию и, в сущности, текст является самоанализом (условно говоря) лирического героя.
Культурный контекст:
Знание эпохи, в которую создавался текст, ее реалий, во многом будет способствовать успешному анализу художественного произведения. Зная, что творчество Фонвизина, Корнеля развивалось в русле классицизма, и выяснив основной конфликт данного литературного направления (борьба между долгом и чувством, разрешающаяся в пользу первого) нетрудно проверить на примере текста наличие в нем подобной теоретической базы. Или же, анализируя произведение романтической эпохи, перед читателем сразу возникает целый перечень проблем, волнующих деятелей указанного направления (тема пути художника, преодоление двоемирия, конфликт героя и общества и т. д.).
Видео по теме