Неврологи и педиатры в голос твердят о том, что с малышом необходимо гулять не менее 5 часов в день. Вы можете выходить на улицу утром и вечером, можете уложить карапуза спать в люльке на балконе (соответственно одев его) и один раз выйти на прогулку – главное, чтобы ваш малыш дышал свежим воздухом и закалялся, чтобы быть здоровым и счастливым. За окном прекрасная погода – вооружаемся идеями и вперед!
0 – 3 месяцев
Активно развиваются органы чувств: осязание, зрение, слух. Карапуз еще не способен скоординировать свои движения и удержать что-либо в руках. Потому сейчас он будет познавать окружающий мир через прикосновения, звуки и цвета. Интересный момент про зрение новорожденного: глазки малыша отчетливо различают только яркие, контрастные цвета: черно-белые, красно-сине-желтые и т.д.; лучше, чтобы цветов было 2-3 (не более); игрушки пастельных тонов вряд ли пока заинтересуют нового члена семьи.
Рекомендуемые игрушки: погремушки, игрушки-подвески, крутящиеся и играющие приятную (лучше классическую) музыку мобили, книжки-раскладушки, развивающие коврики с турником и игрушками, пианино для ножек, погремушки на браслетике и проч. Игрушки лучше показывать по одной, следите, чтобы они не загромождали пространство (не переутомляли младенца).
Во что поиграть? Дети ценят актерские способности: гримасничайте с малышом и со временем он попытается вам подражать. В 2-3 месяца можно купить гелиевый шарик, привязать к нему и руке малыша цветную ленточку: ребенок будет с удовольствием наблюдать за шариком, а так же за его перемещениями при движениях малыша. Но!!! Не оставляйте малыша с такой игрушкой тет-а-тет, ваш чуткий контроль и присмотр крайне необходимы для безопасности карапуза. На природе вы можете предложить карапузу понаблюдать за шелестящими ветвями деревьев (вместо мобиля), покажите ему листочки и цветы, дайте их потрогать, сделайте массаж или зарядку на открытом воздухе, покажите, как капает после дождика с крыши водичка… Малышам важно трогать как можно больше различных по фактуре предметов (развиваем осязание): ткани от шифона и атласа до бархатистого велюра и грубоватой рогожки; различные бусины, пуговицы, объемные аппликации из других тканей (главное, чтобы все элементы были прочно закреплены и ребенок не сумел оторвать и проглотить детали); вместе с карапузом послушайте пение птиц или журчание ручейка… И, самое главное, с самого рождения не забывайте как можно больше разговаривать со своим ребенком: комментируйте все, что вы ему показываете, что вы с ним делаете, причем следует сразу называть вещи стоит своими именами и правильно произносить слова (ребенок сам придумает сокращения и условные обозначения того или иного предмета и действия, когда будет готов начать говорить, однако пассивный словарный запас у него будет намного богаче и со временем не придется переучиваться с «идем буль-буль» на «идем купаться»).
4-6 месяцев
К 4 месяцем детки обычно умеют переворачиваться на бочек, к 5 – на живот, а к 6 – с животика на спинку самостоятельно. Ваша задача – вызывать и подогревать у малыша интерес к этим движениям: подманивайте его яркими игрушками, кубиками, книжками… Главное, чтобы добравшись до «приманки», малыш мог взять ее у вас и играть ею (безопасно). В этот период ваш ребенок – активный исследователь и испытатель всего, что попадется ему на пути: попробовать на зуб, потрогать, уронить и посмотреть, что будет… Он начинает находить источник звука, производит первые манипуляции игрушками. Ваша задача: следить за безопасностью малыша (чтобы он не откусил и не проглотил, чего не стоит, убирайте все мелкие предметы, полиэтиленовые пакеты и проч.)
Рекомендуемые игрушки: прорезыватели, погремушки, шуршащие и пищащие игрушки-зверюшки, развивающие коврики и мягкие книжки с текстурными тканями, игрушки на липучках и многое другое.
Во что поиграть? Как дома, так и на улице вы можете предложить карапузу игру «хватай-ка!»: привязывайте на ленточку какую-либо погремушку, небольшую игрушечку или интересный валик из ткани, затем предлагаете малышу поймать эту игрушечку (играя как с котенком) из разных положений (лежа на спине, лежа на животе, сидя у вас на ручках и т.д.), главное условие – «добыча» всегда отдается для игры ребенку (пусть он ее осмотрит, пощупает, оближет, покусает… это важный аспект познания окружающего мира и развития). Проведите малышу экскурсию у мамы/папы на руках: показывайте все-все вокруг и рассказывайте, что перед вам (дерево, машина, дом, песок и ребятки; шкаф, календарь, телефон и проч.). Если вы выезжаете на природу, расстелите карапузу плед и позвольте покататься по нему, покажите и дайте ощупать травинки, сделайте зарядку на солнышке… Не забывайте комментировать каждое свое и его действие, ведите диалог с ребенком (задаете вопрос – ждите ответ в форме «гуления»).
7-9 месяцев
Большинство малышей уже сидят, активно ползают и делают первые шаги. Моя дочка принципиально отказывалась быть как все, пошла и поползла она одновременно, практически в год. Уж очень нравится малышам в этом возрасте все хватать, бить и бросать. Срочно прячьте особо ценные, хрупкие и мелкие предметы повыше. У ребенка активно развивается мелкая и крупная моторика.
Рекомендуемые игрушки: мячи, мягкие игрушки, счеты, игрушки с кнопочками, мобили и подвески из мелких фигурок (снимать и вешать их обратно малышу явно понравится) и многое другое.
Во что поиграть? Пора развивать логическое мышление: покажите ребенку что такое «сортер» и как различные геометрические фигуры проникают в отверстия, собирайте пирамидку или матрешку (только не пробуйте пока «экзаменовать» малыша – просто показывайте и комментируйте, со временем он запомнит и начнет делать сам), продолжайте знакомиться с природой, наблюдать на улице за другими ребятишками.
10-12 месяцев
Главный акцент – на развитие мышления ребенка. Если ранее пирамидки, матрешки и сортеры не произвели должного впечатления, пора вспомнить о них и попробовать освоить заново. Предложите малышу игрушку-каталку, которая будет провоцировать его к движению, а так же послужит дополнительно опорой при первых самостоятельных прогулках. Кольцебросы, большущие кегли с мячом, баскетбольное кольцо и разноцветные мячики – все спортивные «снаряды» полезны для вашего малыша. Так же в этом возрасте у карапузов становятся популярны различные музыкальные инструменты: барабаны, дудки, пианино, металлофон, бубен, маракасы и проч.
1-3 года
Ребенок активно тренирует координацию движений, малыш очень быстро учится новому и хорошо запоминает. Пора закупаться раскрасками с многоразовыми наклейками (сейчас в магазинах полно предложений), книжками со вкладышами, объемные шнуровки, цветные геометрические фигуры, кубики, первые конструкторы (к примеру, у LEGO есть серия от 1,5 лет) и проч. Перебирайте крупы и фасоль как ножками (можно походить, попрыгать), так и ручками (переложить из баночки в баночку, раскидать в стороны, рассортировать и т.д.). Научите ребенка насыпать песок в ведерко лопаткой, делать различные фигурки из песка при помощи формочек, постройте вместе домик из песка и веточек, листиков для его любимой игрушки… Сделайте солнышко из картонного круга и прищепок. Начните рисовать пальчиковыми красками и лепить из пластилина или соленого текста.
Вспомните различные детские стишки
К примеру, стишок для игры с машинкой:
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык –
Опрокинул грузовик. (А.Барто)
Очень полезны будут в этот период стишки про действия:
Зайка начал умываться Видно в гости он собрался Вымыл ротик Вымыл носик Вымыл ухо Вот и сухо
Малыши-крепыши Вышли на площадку, Малыши-крепыши Делают зарядку! Раз-два, Три-четыре. Руки выше! Ноги шире!
Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой! Этот пальчик для того, чтоб показывать его! Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине! Этот пальчик безымянный, он избалованный самый! А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!
Детские потешки с движениями:
- Ладушки, ладушки, (Хлопаем в ладошки) - Где были? - У бабушки. (Хлопаем в ладошки) - А что ели? - Кашку. (Хлопаем в ладошки) - А что пили? - Бражку. (Хлопаем в ладошки) Попили, поели, домой полетели, (Машем руками, имитируя птиц) На головку сели, ладушки запели! (Закрываем голову руками)
Сорока-белобока, Кашу варила, Деток кормила. (Мешаем кашу в ладошках) Этому дала, этому дала, Этому дала, этому дала, (Перебираем пальчики) А этому не дала: Ты воды не носил, Дров не рубил, Каши не варил (Указываем на большой пальчик) Тебе нет ничего!
Мишка косолапый по лесу идет, (Показываем как ходит медведь) Шишки собирает, песенки поет. (Наклоняемся за воображаемыми шишками) Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб (Стучим себя по лбу) Мишка рассердился, и ногою – топ (Топаем ногой). "Больше я не буду по лесу гулять, (Машем пальчиком "нет") Лучше я в берлоге буду сладко спать!" (Складываем ладошки и кладем под голову, имитируя сон)
Ивану-большаку - дрова рубить. Ваське-указке - воду носить. Мишке-среднему - печку топить. Гришке-сиротке - кашу варить. А крошке Тимошке - песенки петь, Песни петь и плясать, Родных братьев потешать.
Молоточком я стучу. (Стучим кулачками друг о друга) Дом построить я хочу. (Складываем ладошки в крышу) Строю я высокий дом. (Поднимаем руки с крышей вверх) Буду жить я в доме том. (Хлопаем)
Для развития слуха стоит предложить ребенку свистки и дудки. Погремушка уже вряд ли заинтересует вашего ребенка, а вот более резкие и громкие звуки точно будут удостоены внимания.
Ваш ребенок уже достаточно большой, и вы постепенно должны начать знакомить его с правилами. Играйте в рамки-вкладыши, домино, лото… Чтобы у ребенка была возможность научиться соблюдать очередность, следить за действиями других и концентрировать внимание.
Для родителей мальчишек и девчонок, которые любят машинки не так давно появилась очень классная футболка: уставший папа может спать на полу и в то же время играть с малышом ;)
Купаясь в ванной или плавая в озере, ваш ребенок будет рад поиграть с водой: заготовьте различные емкости для переливаний, плавающие игрушки и ингрушки, которые можно завести (см. статью "Как купать ребенка в ванной:весело и с пользой")
Во время прогулки предложите своему ребенку, а так же соседским деткам и их родителям поиграть в сказку «Теремок» или «Волк и семеро козляк». Импровизируйте и разыгрывайте сказку по ролям вместе со своими детишками. В начале вы можете научить карапуза в нужном месте повествования добавлять звук (Кто-то в теремочке живет? Это ты мышка-норушка? – (в ответ малыш) Пи-пи-пи.. Это ты лягушка-поскакушка?- (в ответ малыш) Ква-ква-ква…) Ближе к 2,5-3 годам малышу можно предложить постепенно начать самому рассказывать и показывать вместе с вами сценки из сказок. Играйте с ребенком в «ляпы,» танцуйте под активную музыку, пойте песенки, продолжайте наблюдать за природой и другими детками. Спрашивайте своего ребенка каждый раз выходя на улицу: какого цвета сегодня небо, что он видит нового по сравнению с прошлым разом и т.д. Рисуйте мелом на асфальте, собирайте "коллекцию летне-весенних трофеев", сравнивайте камушки, рассматривайте жуков, следите за муравьями, ловите мыльные пузыри, уносимые ветром... Вспомните, во что вы сами любили играть в детстве, спросите своих родителей о ваших любимых играх и предложите их своему ребенку.
Наслаждайтесь временем, проводимым вместе с вамим малышом, ведь детки так быстро растут!
Теплых вам прогулок!!!