Преимущества и ограничения бухгалтерии на аутсорсинге
В западной практике схема, при которой бухгалтерские функции переданы сторонней компании, является достаточно популярной. В России же пока предпочитают пользоваться услугами штатных бухгалтеров. Между тем, заинтересованность в услугах аутсорсинга существенно возросла в кризисный период в экономике. Дело в том, что основной задачей в данный период являлась максимальная оптимизация издержек. А результатом вывода бухучета на аутсорсинг становится минимизация затрат на фонд оплаты труда и содержание штатных бухгалтеров. Это привело к росту привлекательности аутсорсинга как среди крупных холдингов, так и небольших компаний.
Имеет бухучет на аутсорсинге и иные преимущества. Это, в частности, повышение уровня качества и достоверности отчетности, минимизация затрат на организационные аспекты ведения бухгалтерии. Что позволяет менеджменту акцентировать свое внимание на ключевых аспектах развития бизнеса, т.к. ему необходимо осуществлять контроль за результатом, а не процессом.
Аутсорсинговая бухгалтерия позволяет упростить процедуру прохождения налоговых проверок, налоговые инспекторы будут взаимодействовать с компанией-подрядчиком. Также внешние бухгалтера не могут заболеть или уйти в декрет в самый неподходящий момент.
Впрочем пока отношение к аутсорсингу бухуслуг у российских компаний достаточно настороженное. Связано это с необходимостью передачи внешней компании конфиденциальных данных. Стоит отметить, что передача бухучета на аутсорсинг возможна только при условии подготовки «белой» отчетности.
Аутсорсинговая модель также может привести к снижению оперативности получения необходимых сведений, поэтому не очень популярна в крупных холдингах. При существенном количестве транзакций такая бухгалтерия может обойтись дороже штатной.
Задачи, которые решает бухгалтерия на аутсорсинге
На аутсорсинг можно вывести как отдельные бухгалтерские функции, так и полный перечень услуг. К типовым задачам бухучета на аутсорсинге относятся:
- ведение бухгалтерского и налогового учета, в том числе учет расходов с поставщиками, дебиторами, учет заработной платы, операций с основными средствами и пр., расчет страховых взносов и пр.;
- подготовка платежных документов;
- подготовка необходимой отчетности, которая сдается в ИФНС, ПФР, ФСС, Росстат;
- планово-экономические функции;
- представление интересов компании при проверках и пр.
Многие считают, что передав бухгалтерию на аутсорсинг, можно забыть о ее существовании. На самом деле это не так, т.к. часть процессов все равно остается под контролем компании-заказчика.
Очень важно максимально прописать области ответственности компании-аутсорсера и заказчика услуг, а также способы их взаимодействия. Удобным способом работы с аутсорсинговыми компаниями является использование системы банк-клиент. В данном случае внешние бухгалтера готовят платежные поручения, а право подписи документов (одобрения) остается в ведении генерального директора. Аналогично взаимодействие строится и с системами отправки электронной отчетности.