Предлагаемая методика диагностики социально-психологической адаптации разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Она состоит из двух частей. В первой части используется проективный рисунок «Дом. Дерево. Человек». Анализ выполненного ребенком рисунка позволяет определить уровень его самосознания. Вторая часть состоит из опросника для родителей и воспитателей. Опросник выявляет развитие основных социальных навыков ребенка, самоконтроля.
Для выполнения задания ребенка просят нарисовать на разных листах бумаги дом, дерево и человека. Для рисования принято использовать карандаши или краски.
Одновременно оценивается способность выполнять инструкцию. Ребенку дается указание: «На столе лежат три листочка и карандаши. На первом нарисуй дом, на втором - дерево, на третьем человека. Когда закончишь, сложи карандаши и покажи мне рисунки.»
Готовый рисунок оценивается исходя из основных показателей - сюжет, использованные цвета, способ изображения, степень нажима. После исполнения рисунков необходимо узнать у ребенка его интерпретацию изображений. Часто ребенок в ходе беседы сообщает значимую для диагностики информацию.
Тревожность и неуверенность в себе выражается на рисунке в виде - маленьких фигур, сильного нажима, активной штриховки, обилии черного цвета, смещении изображения в угол или в сторону, большого количества деталей.
О выраженных проблемах самосознания могут говорить изображение засохшего дерева, категорический отказ от выполнения задания.
Длинная шея у человека свидетельствует о стремлении соблюдать правила, большие руки могут говорить об общительности ребенка.
Всесторонняя диагностика адаптации ребенка невозможна без наблюдения за ним. Предлагаемый опросник направлен на диагностику особенностей поведения и уровня формирования социальных навыков ребенка. Родителей и воспитателей просят выразить согласие или несогласие с приведенными ниже утверждениями.
Предлагаемый опросник состоит из 15 утверждений.
1. Ребенок легко идет на контакт с детьми на детской площадке
2. Чувствует себя свободно, общаясь со знакомыми взрослыми
3. Легко заводит разговор с незнакомыми людьми
4. Адекватно реагирует на замечания взрослых
5. Соблюдает правила игры
6. Удерживает внимание во время занятия
7. Выполняет поручения взрослых
8. Владеет основными навыками личной гигиены
9. Редко вступает в конфликты с другими детьми
10. Вежлив со взрослыми и сверстниками
11. Самостоятельно справляется с затруднениями в работе
12. В последнее время изменился, появились новые интересы
13. Садик стал неинтересен ребенку
14. Упрямо отстаивает свое мнение
15. Любые задания вызывают большое волнение
За каждый положительный ответ присваивается 1 балл, отрицательный ответ не оценивается. Свыше 12 баллов свидетельствуют о высоком уровне развития социальных навыков. Менее 6 баллов - низкий уровень.
Качественный анализ результатов, полученных по обеим составляющим методики позволяет определить уровень социально-психологической адаптации ребенка и выявить имеющиеся проблемы.
О чем расскажет рисунок «Дом. Дерево. Человек.»
Для выполнения задания ребенка просят нарисовать на разных листах бумаги дом, дерево и человека. Для рисования принято использовать карандаши или краски.
Одновременно оценивается способность выполнять инструкцию. Ребенку дается указание: «На столе лежат три листочка и карандаши. На первом нарисуй дом, на втором - дерево, на третьем человека. Когда закончишь, сложи карандаши и покажи мне рисунки.»
Готовый рисунок оценивается исходя из основных показателей - сюжет, использованные цвета, способ изображения, степень нажима. После исполнения рисунков необходимо узнать у ребенка его интерпретацию изображений. Часто ребенок в ходе беседы сообщает значимую для диагностики информацию.
Тревожность и неуверенность в себе выражается на рисунке в виде - маленьких фигур, сильного нажима, активной штриховки, обилии черного цвета, смещении изображения в угол или в сторону, большого количества деталей.
О выраженных проблемах самосознания могут говорить изображение засохшего дерева, категорический отказ от выполнения задания.
Длинная шея у человека свидетельствует о стремлении соблюдать правила, большие руки могут говорить об общительности ребенка.
Использование опросника
Всесторонняя диагностика адаптации ребенка невозможна без наблюдения за ним. Предлагаемый опросник направлен на диагностику особенностей поведения и уровня формирования социальных навыков ребенка. Родителей и воспитателей просят выразить согласие или несогласие с приведенными ниже утверждениями.
Предлагаемый опросник состоит из 15 утверждений.
1. Ребенок легко идет на контакт с детьми на детской площадке
2. Чувствует себя свободно, общаясь со знакомыми взрослыми
3. Легко заводит разговор с незнакомыми людьми
4. Адекватно реагирует на замечания взрослых
5. Соблюдает правила игры
6. Удерживает внимание во время занятия
7. Выполняет поручения взрослых
8. Владеет основными навыками личной гигиены
9. Редко вступает в конфликты с другими детьми
10. Вежлив со взрослыми и сверстниками
11. Самостоятельно справляется с затруднениями в работе
12. В последнее время изменился, появились новые интересы
13. Садик стал неинтересен ребенку
14. Упрямо отстаивает свое мнение
15. Любые задания вызывают большое волнение
За каждый положительный ответ присваивается 1 балл, отрицательный ответ не оценивается. Свыше 12 баллов свидетельствуют о высоком уровне развития социальных навыков. Менее 6 баллов - низкий уровень.
Качественный анализ результатов, полученных по обеим составляющим методики позволяет определить уровень социально-психологической адаптации ребенка и выявить имеющиеся проблемы.
Источники:
- Диагностические методики
- Анкеты и опросники для педагогов и родителей