Г.В.Ф.Гегель родился в 1770 году в семье высокопоставленного чиновника, окончил Тюбингенский теологический институт. Свою деятельность он начинал как домашний учитель, но отцовское наследство позволило ему отказаться от преподавания. В разные годы Гегель, параллельно создавая философские труды, был приват-доцентом Йенского университета, редактором газеты, ректором классической гимназии, профессором философии в Гейдельбергском, а затем в Берлинском университете, с 1818 года возглавлял кафедру философии в том же университете, а в 1831 году был назначен его ректором. В ноябре того же года философ скончался, предположительно от холеры, эпидемия этой болезни бушевала тогда в Берлине.
Один из краеугольных камней философии Гегеля – понятие Абсолютной идеи, Мирового духа. Это деятельное начало, являющееся причиной возникновения мира материального и духовного. Ее деятельность – мышление, ее цель – самопознание, состоящее из трех этапов.
На первом этапе Абсолютная идея выступает в качестве чистой мысли и проявляет себя в системе логических категорий. На втором этапе происходит самоотчуждение Абсолютной идеи в Природе, которая становится внешним выражением логических категорий. На третьем этапе Абсолютная идея развивается «в духе» (мышлении и истории), постигая себя в человеческой деятельности и сознании. Так она возвращается к себе самой.
Этот процесс развития и самопознания Абсолютной идеи мыслится как замкнутый круг.
Разным этапам развития Абсолютной идеи соответствуют две философии - «философия природы» и «философия духа». Дух у Гегеля предстает как субъективный (область действия антропологии и психологии), объективной (мораль, право, семья, общество и государство, история) и абсолютный (религия, философия, искусство).
Таким образом, Гегель является объективным идеалистом.
Одна из главных заслуг Гегеля перед мировой философией – это законы диалектики.
Понятие диалектики существовало и до Гегеля. Оно трактовалось как искусство вести дискуссию, учение об изменчивости бытия, способ разрушения иллюзий разума и т.д. Диалектика Гегеля – это система, ставшая универсальным философским методом, «движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость».
Любое развитие (даже те его виды, которые не были очевидны в эпоху Гегеля) определяется тремя универсальными законами. Первый из этих законов – «отрицание отрицания»: старое должно быть преодолено (отрицание), но преемственность в развитии сохраняется, поэтому происходит возвращение к старому, но в новом качестве, «на новом витке». Такое явление можно наблюдать в любом развитии. Например, в начале 20 века в академической музыке происходит разрушение мелодии (отрицание). В последние десятилетия мелодическое начало возвращается в академическую музыку, но мелодии стали другими, в них уже не ставится во главу угла красота и эмоциональность (отрицание отрицания).
Второй закон диалектики – «превращение количественных изменений в качественные и качественных в количественные». Например, накопление изменений в генотипе организмов (количественное изменение) приводит к появлению нового биологического вида (качественное изменение), накопление психических новообразований – к переходу на новый возрастной этап (ребенок становится подростком, подросток – юношей).
Третий закон – «единство и борьба противоположностей». Примеры такой «борьбы» тоже можно наблюдать в любом типе развития. Например, вся истории оперного жанра – это «единство и борьба» принципов сквозного развития и номерной структуры, атом существует благодаря «единству и борьбе» положительного заряда ядра и отрицательного заряда электронов, нервная деятельность – это «единство и борьба» процессов возбуждения и торможения.
Пожалуй, идеальным выражением диалектики Гегеля (в частности, последнего закона) стал тот факт, что его философия, будучи объективно-идеалистической по своей природе, была взята на вооружение основателями и приверженцами материалистических философских направлений – в частности, марксистами.
Абсолютная идея
Один из краеугольных камней философии Гегеля – понятие Абсолютной идеи, Мирового духа. Это деятельное начало, являющееся причиной возникновения мира материального и духовного. Ее деятельность – мышление, ее цель – самопознание, состоящее из трех этапов.
На первом этапе Абсолютная идея выступает в качестве чистой мысли и проявляет себя в системе логических категорий. На втором этапе происходит самоотчуждение Абсолютной идеи в Природе, которая становится внешним выражением логических категорий. На третьем этапе Абсолютная идея развивается «в духе» (мышлении и истории), постигая себя в человеческой деятельности и сознании. Так она возвращается к себе самой.
Этот процесс развития и самопознания Абсолютной идеи мыслится как замкнутый круг.
Разным этапам развития Абсолютной идеи соответствуют две философии - «философия природы» и «философия духа». Дух у Гегеля предстает как субъективный (область действия антропологии и психологии), объективной (мораль, право, семья, общество и государство, история) и абсолютный (религия, философия, искусство).
Таким образом, Гегель является объективным идеалистом.
Диалектика
Одна из главных заслуг Гегеля перед мировой философией – это законы диалектики.
Понятие диалектики существовало и до Гегеля. Оно трактовалось как искусство вести дискуссию, учение об изменчивости бытия, способ разрушения иллюзий разума и т.д. Диалектика Гегеля – это система, ставшая универсальным философским методом, «движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость».
Любое развитие (даже те его виды, которые не были очевидны в эпоху Гегеля) определяется тремя универсальными законами. Первый из этих законов – «отрицание отрицания»: старое должно быть преодолено (отрицание), но преемственность в развитии сохраняется, поэтому происходит возвращение к старому, но в новом качестве, «на новом витке». Такое явление можно наблюдать в любом развитии. Например, в начале 20 века в академической музыке происходит разрушение мелодии (отрицание). В последние десятилетия мелодическое начало возвращается в академическую музыку, но мелодии стали другими, в них уже не ставится во главу угла красота и эмоциональность (отрицание отрицания).
Второй закон диалектики – «превращение количественных изменений в качественные и качественных в количественные». Например, накопление изменений в генотипе организмов (количественное изменение) приводит к появлению нового биологического вида (качественное изменение), накопление психических новообразований – к переходу на новый возрастной этап (ребенок становится подростком, подросток – юношей).
Третий закон – «единство и борьба противоположностей». Примеры такой «борьбы» тоже можно наблюдать в любом типе развития. Например, вся истории оперного жанра – это «единство и борьба» принципов сквозного развития и номерной структуры, атом существует благодаря «единству и борьбе» положительного заряда ядра и отрицательного заряда электронов, нервная деятельность – это «единство и борьба» процессов возбуждения и торможения.
Пожалуй, идеальным выражением диалектики Гегеля (в частности, последнего закона) стал тот факт, что его философия, будучи объективно-идеалистической по своей природе, была взята на вооружение основателями и приверженцами материалистических философских направлений – в частности, марксистами.
Видео по теме
Источники:
- Гегель и его философия