На рубеже XX-XXI веков воскресли «обезьяньи процессы» – парадоксальная ситуация, когда научную теорию пытаются опровергнуть не в ходе дискуссии между учеными, а в судебном разбирательстве. Конечно, отменить в судебном порядке научную теорию нельзя, истцы требовали всего лишь запрета на преподавание теории Дарвина в школах или хотя бы знакомства учащихся с «альтернативными теориями».
Очевидно, эти люди не понимали или не хотели понимать, что альтернативных теорий происхождения видов не существует. В настоящее время можно говорить о синтетической теории эволюции, нейтральной теории молекулярной эволюции и других эволюционных теориях. Они отличаются воззрениями на генетические и молекулярно-биологические механизмы эволюции, спорят ученые и об эволюционных «биографиях» определенных видов (в том числе и человека), но все теории сходятся в одном: одни биологические виды, более сложные, являются потомками других – более простых. Это утверждение составляет сущность эволюционной теории, и других воззрений на происхождение видов в современной науке нет.
Вопреки распространенному заблуждению, Чарльз Дарвин не был создателем самой идеи биологической эволюции. Подобные идеи можно у древнегреческого философа Анаксимандра, средневекового философа Альберта Великого, мыслителей Нового времени Ф.Бэкона, Р.Гука, Г.Лейбница, К.Линнея.
Возникновение такой идеи и торжество ее в науке Нового времени было закономерно. Бурно развивающаяся наука, по словам П.Лапласа, «не нуждалась в гипотезе Бога», соответственно, ученых уже не устраивало представление о единовременном сотворении живой природы в таком виде, как она существует «здесь и сейчас». Противопоставить этому можно было только одно: возникновение примитивной жизни и постепенное развитие ее до сложных форм.
Перед учеными стоял вопрос о механизмах и движущих силах этого процесса. Одной из попыток стала теория французского ученого Ж.Б.Ламарка. Этот исследователь полагал, что различия между живыми существами связаны с тем, что существа эти жили в разных условиях и были вынуждены тренировать разные органы. Например, жирафам приходилось тренировать шеи, дотягиваясь до древесных листьев, поэтому каждое новое поколение рождалось с более длинными шеями, а кроты, обитая под землей, не имели возможности тренировать глаза, что и привело к их уменьшению и ухудшению зрения.
Несостоятельность этой теории в конечном итоге стала ясна всем. Она не объясняла происхождение признаков, тренировать которые невозможно (например, маскировочная окраска), да и эксперименты ее не подтверждали. Лабораторные мыши не стали рождаться с более короткими хвостами из-за того, что ученые отрубали хвосты их предкам. Таким образом, эта попытка создать стройную, самодостаточную и плодотворную теорию эволюции провалилась.
Заслуга Ч.Дарвина в том, что он не только декларировал идею эволюционного развития, но и объяснил, как и почему оно происходило.
В самом общем виде теория Дарвина выглядит так: время от времени происходят случайные изменения, в результате которых появляются на свет организмы, обладающие признаками, которых нет у родительских организмов. В зависимости от условий, в которых данные животные и растения обитают, эти изменения могут быть полезными или вредными (например, мощный шерстяной покров на экваторе будет «врагом» животного, а на Крайнем Севере – «другом»). Вредные изменения либо делают организм полностью нежизнеспособным, либо затрудняют выживание, либо уменьшают его шансы оставить потомство. Полезные же изменения, напротив, увеличивают шансы и на выживание, и на размножение. Потомство наследует новые признаки, происходит их закрепление. Этот механизм называется естественным отбором.
За миллионы лет таких новых признаков накапливается достаточно много. В конечном итоге, их количественное накопление переходит в качественный скачок – живые существа становятся настолько непохожими на своих предков, что можно говорить о новом виде.
Именно так выглядит эволюция по Дарвину. К сожалению, в настоящее время представление многих людей об этой теории сводится к утверждению «человек произошел от обезьяны», причем предполагается, что конкретные гориллы или шимпанзе, которые сидят в клетке в зоопарке, могут превратиться в людей. Надо ли говорить, насколько далеко такое представление от подлинной теории Дарвина. А ведь на основании таких искаженных представлений многие заявляют о своем непризнании идеи эволюции!
Дарвину не давал покоя вопрос о том, что вызывает такие изменения и каким образом они переходят к потомству. Ответ был найден в рамках новой науки – генетики, исследующей механизмы наследственности и изменчивости живых организмов.
Чаще всего взаимоотношения теории Дарвина и религии представляют как непримиримое противостояние. Между тем, сам Ч.Дарвин сказал однажды, что первое звено в цепи эволюции «приковано в престолу Всевышнего».
Поначалу теория Дарвина действительно была принята верующими враждебно. Во второй половине ХХ века такое неприятие привело к появлению научного креационизма. «Научным» креационизм можно назвать с большой долей условности. Наука при построении теорий не может пользоваться недоказанными утверждениями, а идея существования Бога наукой не доказана.
В настоящее время креационизм не сдает позиции, хотя преподавание его в школах в большинстве стран запрещено. Все же большинство христиан придерживается разумного взгляда на теорию Дарвина: Библия утверждает, что Бог сотворил мир, а эволюционная теория раскрывает, как это произошло. Непосредственно же доказать участие Бога в возникновении мира вообще и живых существ в частности невозможно, поскольку весь мир в целом является Его творением.
Многие христианские богословы, в частности, Дж.Хот, полагают, что теория Дарвина не только не противоречит христианскому вероучению, но и открывает перед ним новые горизонты. На основе теории биологической эволюции формируется богословская концепция эволюционирующей Вселенной.
Очевидно, эти люди не понимали или не хотели понимать, что альтернативных теорий происхождения видов не существует. В настоящее время можно говорить о синтетической теории эволюции, нейтральной теории молекулярной эволюции и других эволюционных теориях. Они отличаются воззрениями на генетические и молекулярно-биологические механизмы эволюции, спорят ученые и об эволюционных «биографиях» определенных видов (в том числе и человека), но все теории сходятся в одном: одни биологические виды, более сложные, являются потомками других – более простых. Это утверждение составляет сущность эволюционной теории, и других воззрений на происхождение видов в современной науке нет.
Предшественники Дарвина
Вопреки распространенному заблуждению, Чарльз Дарвин не был создателем самой идеи биологической эволюции. Подобные идеи можно у древнегреческого философа Анаксимандра, средневекового философа Альберта Великого, мыслителей Нового времени Ф.Бэкона, Р.Гука, Г.Лейбница, К.Линнея.
Возникновение такой идеи и торжество ее в науке Нового времени было закономерно. Бурно развивающаяся наука, по словам П.Лапласа, «не нуждалась в гипотезе Бога», соответственно, ученых уже не устраивало представление о единовременном сотворении живой природы в таком виде, как она существует «здесь и сейчас». Противопоставить этому можно было только одно: возникновение примитивной жизни и постепенное развитие ее до сложных форм.
Перед учеными стоял вопрос о механизмах и движущих силах этого процесса. Одной из попыток стала теория французского ученого Ж.Б.Ламарка. Этот исследователь полагал, что различия между живыми существами связаны с тем, что существа эти жили в разных условиях и были вынуждены тренировать разные органы. Например, жирафам приходилось тренировать шеи, дотягиваясь до древесных листьев, поэтому каждое новое поколение рождалось с более длинными шеями, а кроты, обитая под землей, не имели возможности тренировать глаза, что и привело к их уменьшению и ухудшению зрения.
Несостоятельность этой теории в конечном итоге стала ясна всем. Она не объясняла происхождение признаков, тренировать которые невозможно (например, маскировочная окраска), да и эксперименты ее не подтверждали. Лабораторные мыши не стали рождаться с более короткими хвостами из-за того, что ученые отрубали хвосты их предкам. Таким образом, эта попытка создать стройную, самодостаточную и плодотворную теорию эволюции провалилась.
Дарвин и эволюция
Заслуга Ч.Дарвина в том, что он не только декларировал идею эволюционного развития, но и объяснил, как и почему оно происходило.
В самом общем виде теория Дарвина выглядит так: время от времени происходят случайные изменения, в результате которых появляются на свет организмы, обладающие признаками, которых нет у родительских организмов. В зависимости от условий, в которых данные животные и растения обитают, эти изменения могут быть полезными или вредными (например, мощный шерстяной покров на экваторе будет «врагом» животного, а на Крайнем Севере – «другом»). Вредные изменения либо делают организм полностью нежизнеспособным, либо затрудняют выживание, либо уменьшают его шансы оставить потомство. Полезные же изменения, напротив, увеличивают шансы и на выживание, и на размножение. Потомство наследует новые признаки, происходит их закрепление. Этот механизм называется естественным отбором.
За миллионы лет таких новых признаков накапливается достаточно много. В конечном итоге, их количественное накопление переходит в качественный скачок – живые существа становятся настолько непохожими на своих предков, что можно говорить о новом виде.
Именно так выглядит эволюция по Дарвину. К сожалению, в настоящее время представление многих людей об этой теории сводится к утверждению «человек произошел от обезьяны», причем предполагается, что конкретные гориллы или шимпанзе, которые сидят в клетке в зоопарке, могут превратиться в людей. Надо ли говорить, насколько далеко такое представление от подлинной теории Дарвина. А ведь на основании таких искаженных представлений многие заявляют о своем непризнании идеи эволюции!
Дарвину не давал покоя вопрос о том, что вызывает такие изменения и каким образом они переходят к потомству. Ответ был найден в рамках новой науки – генетики, исследующей механизмы наследственности и изменчивости живых организмов.
Теория Дарвина и религия
Чаще всего взаимоотношения теории Дарвина и религии представляют как непримиримое противостояние. Между тем, сам Ч.Дарвин сказал однажды, что первое звено в цепи эволюции «приковано в престолу Всевышнего».
Поначалу теория Дарвина действительно была принята верующими враждебно. Во второй половине ХХ века такое неприятие привело к появлению научного креационизма. «Научным» креационизм можно назвать с большой долей условности. Наука при построении теорий не может пользоваться недоказанными утверждениями, а идея существования Бога наукой не доказана.
В настоящее время креационизм не сдает позиции, хотя преподавание его в школах в большинстве стран запрещено. Все же большинство христиан придерживается разумного взгляда на теорию Дарвина: Библия утверждает, что Бог сотворил мир, а эволюционная теория раскрывает, как это произошло. Непосредственно же доказать участие Бога в возникновении мира вообще и живых существ в частности невозможно, поскольку весь мир в целом является Его творением.
Многие христианские богословы, в частности, Дж.Хот, полагают, что теория Дарвина не только не противоречит христианскому вероучению, но и открывает перед ним новые горизонты. На основе теории биологической эволюции формируется богословская концепция эволюционирующей Вселенной.
Видео по теме
Источники:
- Эволюционная теория Дарвина