Разнообразные налоги и сборы являют собой основную составляющую частью бюджета любого цивилизованного государства, его главным доходом. Однако не стоит путать и смешивать эти два «фискальные» понятия. Ведь любой налог - выплата сугубо обязательная, осуществляемая на безвозмездной основе в казну страны.

Сбор - особый взнос, который происходит лишь в случае осуществления вида деятельности, подпадающего под вполне определенные характеристиками, к ним, например, относятся использование природных объектов, загрязнение атмосферы и среды, различные виды и формы лицензирования.

Налоги



Любой вид налога обладает рядом специфических характеристик, к которым принято относить обезличенность, безвозмездность и непредотвратимость, то есть обязательность. Все, поступившие таким образом в казну средства идут на реализацию любого рода соцпрограмм и иных мероприятий. В отличие от пресловутых налогов, сборы характеристикой обезличенности не обладают, ведь сама их сущности состоит в присвоении права, лицу, осуществившему данный вид выплаты.

Главной функцией налогов является формирование бюджета государства, аккумулирование средств, идущих затем в расходную часть. Налоги участвуют в своеобразном перераспределении финансов между всеми гражданами государства, передачи их от более богатых людей к более бедным, в этом заключается распределительная функция налогов.

Посредством налогов государство контролирует работу лиц юридических и физических, ведущих любую деятельность на его территории, пусть даже это простой ежедневный поход на работу. Налоги также являются главным регулятором достижения особых социальных и экономических целей страны, прописанным и узаконенным в особом документе, налоговом кодексе.

Сборы



Еще одной отличительной особенностью, различающей понятие налоги и понятие сборы, является частота их уплаты, если налоги платятся регулярно, то сборы, как правило, выплата разовая.

В отличие от традиционного деления налоговых платежей на сугубо региональные, общефедеральные и налоги местного характера, сборы - понятие только «федерального» уровня. Они не могут дифференцироваться по ставкам и льготам на местном уровне, по решению муниципальных властей, сборы - явление строго фиксированное, поступающее в бюджет самого высокого звена. Введение дополнительных сборов органами местного самоуправления, предполагающее уплату в бюджеты более низкого уровня абсолютно незаконно.