Инструкция
1
Первый предмет управления, с которым будущий пилот должен быть знаком - рычаг вертикальной тяги. Изменяя его положение, пилот регулирует подъемную силу путем увеличения угла атаки лопастей через автомат перекоса. Рукоятка автоматически фиксируется в любом положении, что позволяет машине зависать в воздухе на определенной высоте. Отработка навыка вертикального управления дает основу для уверенного взлета и посадки, что особенно важно для начинающих пилотов.
2
Следующий орган управления вертолетом - педали путевого поворота. Они регулируют силу боковой тяги, изменяя наклон лопастей хвостового винта. Это создает дополнительную силу, приложенную к хвосту вертолета, которая заставляет его поворачиваться влево и вправо по вертикальной оси. Этот маневр для новичков называют «круговым обзором». Отрабатывается он после подъема машины в воздух на небольшую высоту. Умение хорошо управлять путевыми манипуляторами важно для практического применения разворотов на скорости и при посадке машины на вертолетную площадку.
3
Третий орган управления вертолетом - штурвал. За счет работы сложного механизма автомата перекоса лопасть меняет угол атаки с частотой, равной скорости вращения винта. Это позволяет создавать в зоне его действия области с разным значением подъемной силы. Например, для того чтобы вертолет полетел строго вправо, штурвал нужно слегка потянуть в правую сторону. Это увеличит подъемную силу основного винта по правому борту и пропорционально уменьшит ее по левому, что позволит машине плавно и с небольшим наклоном переместиться в боковом направлении. Этот навык отрабатывают для быстрого изменения маршрута на ходу и движения по диагонали. Если к управлению креном вертолета подключить работу путевых манипуляторов, можно осуществить разворот по широкой дуге, а при помощи органа вертикального управления - произвести боковое снижение.
4
Управление по тангажу позволяет перемещать вертолет по продольной оси: вперед и назад. Для того чтобы подвинуть вертолет вперед, следует слегка нажать на штурвал. Это воздействует на автомат перекоса по аналогии с управлением по крену: по фронту действия основного винта создается область с повышенной подъемной силой, которая тянет машину за собой. Отработка этого навыка позволяет уверенно курсировать с большой скоростью, а также совершать движение по диагонали, фронтальное и хвостовое снижение, пикирование и скоростные маневры.
5
Для того чтобы осуществить посадку на вертолете, следует сбросить скорость практически до нуля. Машина выравнивается в воздухе до неподвижного состояния и выставляется строго над посадочной площадкой. Рукоятку вертикального управления плавно опускают вниз, благодаря чему вертолет начинает медленное снижение. Курс корректируется штурвалом, а за 3-4 метра до окончательной посадки вертолет устанавливают в нужном направлении при помощи путевых манипуляторов. Когда шасси вертолета коснулись твердой почвы, взлетную тягу полностью убирают и выключают двигатель.