Сады существуют в разных странах, но только в Японии можно увидеть такие сады, в которых нет растений. Они составлены из камней. Такой сад японцы называют Карэсансуй – «сухой сад».
Традиция японского сада вообще и сада камней в частности тесно связана с синто – национальной японской религией. В основе ее представление о духовных сущностях, которыми наделены предметы и природные явления, в том числе и камни.
Впрочем, буддизм тоже оказал влияние на эту традицию, ведь ее основоположником был Сосэки (1275-1351)– религиозный и государственный деятель, покровительствовавший дзен-буддизму. Принципы построения сада связаны с этим религиозно-философским направлением.
Особое отношение японцев к камню объясняется тем, что более половины территории этой страны – это горы и предгорья. Сад камней – это еще и образ природы, у которой человеку надлежит учиться. Связь с природой подчеркивается еще и тем, что для создания садов используются необработанные камни в их первозданном виде.
В противоположность саду, заполненному растениями, которые постоянно находятся в «движении жизни», в изменении, сад камней связан с идеей неизменности мира, устойчивости его фундаментальных основ.
Камни размещаются на ровной площадке, покрытой либо песком, либо галькой. В европейских подражаниях используют гальку разных цветов, но в настоящих японских садах она чаще бывает светло-серой. При помощи граблей на поверхности площадки проводят бороздки, складывающиеся в волнообразный рисунок в виде концентрических кругов – символ водной стихии. Благодаря этому камни ассоциируются с островами, ведь Япония расположена на островах.
Расположение камней на первый взгляд кажется хаотичным, но в нем есть особая система. Человек может смотреть на сад из любой точки – количество камней, которые он увидит, будет одинаковым. Это еще один образ устойчивости, постоянства мира.
Число камней всегда бывает нечетным, и камни никогда не располагаются симметрично.
Камни разделяются на пять групп, одна из которых является основной, а другие – второстепенными. Одна из второстепенных групп подчинена основной, подчеркивая ее идею. Третья группа (ее называют гостевой) контрастирует с главной, уравновешивая ее, четвертая устанавливает связь сада с архитектурой дома, пятая создает фон композиции.
Камни располагаются, образуя триады: один большой камень и два поменьше. Это связано с триадой, изображаемой в буддийских храмах: Будда и двое его ближайших сподвижников.
Каждый камень в отдельности тоже обладает особой символикой. Например, вертикальный камень может символизировать небо, а горизонтальный – землю. Японцы различают камни «стоячие», «лежачие», «поддерживающие», «прислоняющиеся», «убегающие», «догоняющие» и еще десятки видов, и у каждого из них – своя роль в композиции.
Самый известный японский сад камней – сад храма Реан-дзи. Он состоит из 15 камней, и считается, что все камни может увидеть только тот, кто достиг просветления. Этот сад внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Философские основы сада камней
Традиция японского сада вообще и сада камней в частности тесно связана с синто – национальной японской религией. В основе ее представление о духовных сущностях, которыми наделены предметы и природные явления, в том числе и камни.
Впрочем, буддизм тоже оказал влияние на эту традицию, ведь ее основоположником был Сосэки (1275-1351)– религиозный и государственный деятель, покровительствовавший дзен-буддизму. Принципы построения сада связаны с этим религиозно-философским направлением.
Особое отношение японцев к камню объясняется тем, что более половины территории этой страны – это горы и предгорья. Сад камней – это еще и образ природы, у которой человеку надлежит учиться. Связь с природой подчеркивается еще и тем, что для создания садов используются необработанные камни в их первозданном виде.
Принципы построения сада камней
В противоположность саду, заполненному растениями, которые постоянно находятся в «движении жизни», в изменении, сад камней связан с идеей неизменности мира, устойчивости его фундаментальных основ.
Камни размещаются на ровной площадке, покрытой либо песком, либо галькой. В европейских подражаниях используют гальку разных цветов, но в настоящих японских садах она чаще бывает светло-серой. При помощи граблей на поверхности площадки проводят бороздки, складывающиеся в волнообразный рисунок в виде концентрических кругов – символ водной стихии. Благодаря этому камни ассоциируются с островами, ведь Япония расположена на островах.
Расположение камней на первый взгляд кажется хаотичным, но в нем есть особая система. Человек может смотреть на сад из любой точки – количество камней, которые он увидит, будет одинаковым. Это еще один образ устойчивости, постоянства мира.
Число камней всегда бывает нечетным, и камни никогда не располагаются симметрично.
Камни разделяются на пять групп, одна из которых является основной, а другие – второстепенными. Одна из второстепенных групп подчинена основной, подчеркивая ее идею. Третья группа (ее называют гостевой) контрастирует с главной, уравновешивая ее, четвертая устанавливает связь сада с архитектурой дома, пятая создает фон композиции.
Камни располагаются, образуя триады: один большой камень и два поменьше. Это связано с триадой, изображаемой в буддийских храмах: Будда и двое его ближайших сподвижников.
Каждый камень в отдельности тоже обладает особой символикой. Например, вертикальный камень может символизировать небо, а горизонтальный – землю. Японцы различают камни «стоячие», «лежачие», «поддерживающие», «прислоняющиеся», «убегающие», «догоняющие» и еще десятки видов, и у каждого из них – своя роль в композиции.
Самый известный японский сад камней – сад храма Реан-дзи. Он состоит из 15 камней, и считается, что все камни может увидеть только тот, кто достиг просветления. Этот сад внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Видео по теме
Источники:
- Карэсансуй: японский сад камней