Как часто школьники, списывая сочинения из интернета или разных сомнительных источников, попадают в неловкое положение. Орфографические и стилистические ошибки – это ещё полбеды. Искажение фактов, имен персонажей и подмена ситуаций – сплошь и рядом поднимают на смех и ставят в глупое положение многих учащихся. «Ревизору» Гоголя в этом отношении почему-то особенно «не повезло». Каждое второе сочинение пестрит комментарием: «Тема раскрыта неполно», или «Тема подменена другой».

Как раскрыть тему



Что такое тема? Это то, о чём будет говориться в вашем сочинении. Тема всегда имеет содержание и объём.
Важно помнить, что каждая выбранная вами тема, должна рассматриваться в сочинении через призму основного идейного содержания комедии «Ревизор».
Возьмём для примера одну из самых распространённых тем: «Образы чиновников в комедии Гоголя «Ревизор»». Ключевым для нас является выражение«образы чиновников». Данную тему попытаемся раскрыть через призму основной идеи комедии, которая заключается в обличении чиновничье-крепостнической России 19 века.

Что писать во вступлении



Во вступлении речь может идти об исторической обстановке в период, когда жили герои произведения; о мотивах, побудивших автора создать его; о месте произведения в творчестве писателя; может обосновываться выбор темы и т. д.
Например: «Пьеса Гоголя «Ревизор» - новаторское для своего времени произведение. Впервые для русской литературы в комедии отсутствует положительный герой, являющийся рупором авторских идей, проповедующий нравственные принципы и ценности. Единственным «истинным» и «благородным» лицом в произведении является смех. Изображённые писателем характеры чиновников относятся к одному социальному типу и представляют собой людей не соответствующих тем «важным местам», которые они занимают».

Что писать в основной части



1. Кем представлено чиновничество (деление внутри городской администрации, служебная иерархия от городничего до смотрителя богоугодных заведений).
2. Интересы чиновников и их обычные занятия (карты, обеды, вино, закуски, завтраки).
3. Тупость и ограниченность взглядов (судья Ляпкин-Тяпкин, вольнодумец, так как прочёл несколько книг).
4. Отношение к службе (все они совершают должностные преступления, поскольку не выполняют служебных обязанностей).
5. Взяточничество (обычная вещь, существует градация, какой чин, какую взятку может себе позволить. Городничий говорит Держи-Морде: «Не по чину берёшь»).
6. Казнокрадство (обкрадываются не только люди, но и государство; украли деньги, отпущенные на церковь, крадут в больнице, богоугодных заведениях и т.д.)
7. Страх перед начальством и чинопочитание (страх так велик, что заставляет городничего принять Хлестакова за ревизора).

Что писать в заключении



Заключение логически вытекает из основной части произведения. В нём делаются выводы о художественной и общественной значимости созданных писателем образов, определяется место произведения в литературе, его эстетическое значение.
Например, «Гоголь в своём произведении утверждает истину о неизбежности суда над взяточниками и казнокрадами, забывающими о своём служебном и человеческом долге. Изображённые писателем характеры чиновников представляют не только российскую бюрократию, но и «человека вообще», легко забывающего о своих обязанностях «гражданина небесного и земного гражданства». Безымянный город в комедии - это не только символ России, но и символ души, в которой кишат пороки».

Составляющие хорошего сочинения



• Тема сочинения соответствует его содержанию.
• Соблюдена структура: вступление, основная часть, заключение.
• В работе приведено достаточное количество аргументов и фактов для полного раскрытия темы.
• Сочинение содержит цитаты; эпиграф – желателен, но не обязателен.
• Написано не по шаблону, живым языком и не содержит избитых фраз.

Важно помнить, что сочинение всегда выигрывает, если в нём чувствуется присутствие автора и его не безразличие к теме.
Написать хорошее сочинение по «Ревизору» на самом деле не так сложно, как это может показаться на первый взгляд, главное не полениться прочитать комедию и попытаться вникнуть в основные вопросы, которые волновали писателя и до сих пор остро стоят перед нашим обществом. Задействуйте не только ум, но и заставьте потрудиться свою душу, и выбор темы придёт сам собой, а работа над сочинением превратится в удовольствие.