Какова композиция романа «Евгений Онегин»
Главным приемом в построении композиции романа является ее зеркальная симметрия. В процессе развития сюжетной линии герои как будто меняются местами. Сначала Татьяна влюбляется в Онегина и страдает от неразделенной любви. Онегин, после получения от нее письма с признанием, дает девушке довольно жестокую отповедь. При этом автор сопутствует героине, искренне сочувствуя ей. Далее следует дуэль Онегина и Ленского – событие, прерывающее любовную линию для того, чтобы впоследствии представить ее в зеркальном отображении. При встрече в Петербурге Татьяна и Онегин меняются местами. Теперь Евгений пишет ей письмо с признанием, теперь он готов упасть к ногам гордой светской дамы, а Татьяна отвергает его. В этой ситуации автор оказывается рядом с Онегиным. Здесь можно заметить кольцевое построение композиции, позволяющее читателю вернуться в прошлое и создающее впечатление законченности романа.
Кольцевая композиция раскрывает изменения, произошедшие в характерах центральных персонажей. Если Онегин в начале романа, покинув высший свет, остается «светским бездельником», не способным заполнить свой досуг ни чтением, ни творчеством, то в последней главе он предстает перед читателем начитанным, мыслящим человеком, едва не ставшим поэтом. К тому же, если в начале Евгений считает себя пресыщенным, уставшим от жизни и не способным испытывать глубокие чувства, то к концу он превращается в пылкого влюбленного.
Татьяна, став светской дамой, в душе остается прежней наивной и искренней деревенской девушкой. Однако теперь она горда, сдержанна, не дает воли эмоциям и уже не позволит себе совершать безрассудные поступки.
Еще одна немаловажная особенность композиции романа – наличие многочисленных лирических отступлений. В них автор раскрывает завесу над историей создания романа, характеризует его персонажей, дает широкую панораму культурной жизни столицы, а потом, по контрасту, показывает идиллическую картину деревенской жизни, живописует поэтические среднерусские пейзажи, рассказывает о сельских нравах и обычаях.
Все перечисленные композиционные приемы позволяют автору не только изложить, в сущности, незатейливый сюжет, но и показать широкую картину русской жизни, дистанцироваться от надоевших литературных канонов и, в результате, создать гармоничное, цельное и законченное произведение.
Главным приемом в построении композиции романа является ее зеркальная симметрия. В процессе развития сюжетной линии герои как будто меняются местами. Сначала Татьяна влюбляется в Онегина и страдает от неразделенной любви. Онегин, после получения от нее письма с признанием, дает девушке довольно жестокую отповедь. При этом автор сопутствует героине, искренне сочувствуя ей. Далее следует дуэль Онегина и Ленского – событие, прерывающее любовную линию для того, чтобы впоследствии представить ее в зеркальном отображении. При встрече в Петербурге Татьяна и Онегин меняются местами. Теперь Евгений пишет ей письмо с признанием, теперь он готов упасть к ногам гордой светской дамы, а Татьяна отвергает его. В этой ситуации автор оказывается рядом с Онегиным. Здесь можно заметить кольцевое построение композиции, позволяющее читателю вернуться в прошлое и создающее впечатление законченности романа.
Кольцевое построение композиции
Кольцевая композиция раскрывает изменения, произошедшие в характерах центральных персонажей. Если Онегин в начале романа, покинув высший свет, остается «светским бездельником», не способным заполнить свой досуг ни чтением, ни творчеством, то в последней главе он предстает перед читателем начитанным, мыслящим человеком, едва не ставшим поэтом. К тому же, если в начале Евгений считает себя пресыщенным, уставшим от жизни и не способным испытывать глубокие чувства, то к концу он превращается в пылкого влюбленного.
Татьяна, став светской дамой, в душе остается прежней наивной и искренней деревенской девушкой. Однако теперь она горда, сдержанна, не дает воли эмоциям и уже не позволит себе совершать безрассудные поступки.
Лирические отступления
Еще одна немаловажная особенность композиции романа – наличие многочисленных лирических отступлений. В них автор раскрывает завесу над историей создания романа, характеризует его персонажей, дает широкую панораму культурной жизни столицы, а потом, по контрасту, показывает идиллическую картину деревенской жизни, живописует поэтические среднерусские пейзажи, рассказывает о сельских нравах и обычаях.
Все перечисленные композиционные приемы позволяют автору не только изложить, в сущности, незатейливый сюжет, но и показать широкую картину русской жизни, дистанцироваться от надоевших литературных канонов и, в результате, создать гармоничное, цельное и законченное произведение.