Что такое тендер
Налоги от предпринимательской деятельности поступают в казну государства и направляются им, в том числе, на оплату работ, выполняемых в рамках государственных заказов или товаров, необходимых для государственных нужд. И, поскольку, экономика давно перестала быть плановой, стоимость этих работ и товаров зависит, в том числе, и от конъюнктуры рынка, т.е. она может быть совершенно разной. Поскольку экономия и рациональное использование средств, выделяемых из бюджета, является основной задачей финансовых государственных структур, среди предприятий, желающих поставлять необходимый товар или выполнить определенную работу, объявляется тендер. По сути это конкурс, где выбирают победителя, товары, услуги или работы которого имеют самое оптимальное соотношение по цене и качеству.
Объявление о предстоящих тендерных торгах заказчик – муниципальная или государственная организация размещает на специализированном сайте государственных закупок в интернете и на некоторых других порталах. Объявление содержит конкурсную документацию, в которой перечисляются предъявляемые требования к предмету торгов, сроки его поставки или выполнения, критерии, по которым будет выбираться победитель торгов. Участники объявленного тендера обязаны подать свои заявки до определенного срока, при необходимости, к заявке может быть приложена банковская гарантия или договор поручительства в качестве гарантийного обеспечения.
Для чего нужен тендерный отдел на предприятии
Выполнение государственного заказа может быть и не очень выгодное в коммерческом плане, является престижной работой, повышающей деловой имидж любой компании. Поэтому предприятия, участвующие в тендере даже, порою, несколько занижают стоимость своих, услуг, товаров и работ. Чтобы мониторить проведение тендеров, успевать подавать заявки и участвовать в них, в компаниях работают выделенные для этого специалисты и даже создаются целые тендерные отделы, если компания достаточно крупная и является постоянным участников таких конкурсных торгов.
Специалисты, работающие в тендерных отделах, проводят мониторинг интернет-порталов, специализированных сайтов и торговых площадок, где размешаются объявления по проведению государственных тендеров. Они также должны проанализировать конкурсную документацию и решить, насколько экономически целесообразно участие компании в том или ином тендере, и на основании этого принимать решения об участии в них. Они оперативно готовят заявки на участие и весь необходимый пакет документов, оговоренный в конкурсной документации в качестве обязательного приложения.
В обязанности сотрудников этих отделов входят также консультации с менеджерами и руководителями других подразделений по специфике и ценообразованию предлагаемой продукции и технической части заявок, ведение деловой переписки с заказчиком, своевременное предоставление по его запросам всей необходимой информации об условиях поставки, гарантиях, имеющихся сертификатах.