Сущность нормативно-правового договора
Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 1993 года N 5 разграничивает все договорные правовые акты на нормативные и индивидуальные. К индивидуальным относятся те, которые являются соглашениями между двумя конкретными сторонами, которые могут быть как юридическими лицами, так и гражданами.
Нормативно-правовой договор определяется этим Постановлением как правовой акт, устанавливающий правовые нормы и ограничения, обязательные к исполнению для формально неопределенного круга лиц. Этот круг может быть весьма многочисленным и представлять собой социальные или иные группы, объединенные общим формальным признаком. Такой договор рассчитан на неоднократное применение и срок его действия не зависит от того, возникли или прекратились те конкретные правовые отношения, которые он устанавливает.
Вид нормативно-правового договора и область его применения зависит от того, кто является субъектом правотворчества, наделенным соответствующими полномочиями, т.е. от того, кто является сторонами их или, по крайней мере, одной из сторон. Чтобы такой договор имел юридическую силу и правовой характер, в качестве такого субъекта правотворчества должно выступать государство или субъекты Федерации, а также муниципальные государственные органы или любые правотворческие органы, имеющие такую прерогативу.
Какие бывают нормативно-правовые договоры
К нормативно-правовым договорам относятся договоры об образовании Федерации и другие формы договоров, сторонами или стороной которых являются субъекты Федерации. Юридическую силу нормативно-правовому договору может придавать и то, что функционирование его в виде правового акта и источника права санкционировано государством. Такая передача правотворческих полномочий субъектам договорного права осуществляется путем принятия соответствующего закона.
Документами, которые относятся к нормативно-правовым договорам, являются и международные договоры, поскольку они также регулируют правовые отношения в тех или иных областях российского права. Это регулирование происходит не напрямую, а опосредованно, через принятые в результате этих международных договоренностей федеральные законы или другие нормативные акты.
Многие внутрифедеральные нормативно-правовые договоры, например, о разграничении полномочий, одновременно могут устанавливать и нормы в сфере бюджетного, налогового, природоресурсного, таможенного права.