История зарождения
Шутки на «запретные» темы: о религии, смерти, болезнях делили общество на два «лагеря» - смеющихся и оскорбленных. Само понятие «черный» юмор ввел в употребление французский писатель-сюрреалист Андре Бретон. Многие считают Бретона «отцом черного юмора». Так, в памфлете «Труп» Бретон радовался смерти Анатоля Франса, называя его «последним стариком французской литературы».
«Черный» юмор в литературе
Зарубежные литературные традиции «черного» юмора восходят к ряду рассказов Джерома К. Джерома, О. Генри. Эксперименты в этом непростом жанре ставили и два совершенно непохожих по стилю американских писателя - Марк Твен и Эдгар По. Твен в своем очерке «Письмо командору Вандербильту» представляет последнего (богатейшего на тот момент человека в США) полнейшим скрягой и предлагает несколько долларов из собственного кармана.
В России к черному юмору обращались Демьян Бедный, Михаил Зощенко, Аркадий Аверченко, Тэффи. Некоторые критики относят пьесу Чехова «Вишневый сад» к произведениям «черного» юмора. Действительно, глупость и безысходность старых владельцев сада не знает границ, а печаль в конце приводит даже искушенных Станиславского с Немировичем-Данченко к трагическому восприятию комедии и ее постановке как драмы.
Кино и «черный» юмор
Одним из самых популярных режиссеров современности, использующих «черный» юмор, является Тим Бертон. Фильмы «Труп невесты», «Кошмар перед рождеством» включают в себя множество издевок над смертью, институтом брака, религией.
«Черный» юмор близок известному писателю, юмористу и режиссеру Вуди Аллену. В рассказе «Парикмахер Геринга» он с обилием «черных» шуток пишет об абсурде нацизма, в фильме «Вика Кристина Барселона» откровенно издевается над институтом брака и «американской мечтой».
Границы юмора
Не все люди могут понять «черные» шутки, некоторых они могут вывести из себя, задеть до глубины души. Неудачный, неуместный юмор может поссорить даже с самым близким человеком. Умение балансировать на грани является важнейшим качество стэнд-ап комиков, актеров, политиков и всех публичных людей.
Не принято шутить над погибшими героями, мучениками; общество может осудить шутки над жертвами репрессий. Некоторые шутки могут быть восприняты как разжигание этнической/религиозной розни. Поэтому перед употреблением особо острого «черного» юмора лучше руководствоваться принципом «семь раз отмерь, один раз отрежь».