Элементы лингвистической сказки
С помощью игры лингвистическая сказка объясняет правила и законы языка. Хоть она появилась на свет гораздо позже традиционных фольклорных сказок, у нее обязательно должны быть свои герои, элементы волшебства и сказочные превращения.
Композиционно лингвистическая сказка состоит из присказки, зачина, самого действия и концовки. При этом характерной чертой является то, что в концовке обязательно делается упор на лингвистические понятия, которые вытекают содержания самой сказки.
Сюжет
Сюжет сказки обычно построен на каких-то конкретных лингвистических понятиях. Героями могут быть слова, части речи или буквы, которые живут в каком-либо царстве-государстве. Здесь у каждого героя сказки свой характер и свои правила жизни, которые подчиняются абсолютно всем правилам русского языка. Для лингвистических сказок непреложным условием должно быть знание лингвистического материала и родного языка, здесь недопустимы фактические ошибки.
Характерная особенность лингвистической сказки состоит в том, что весь учебный материал преподносится учащимся в занимательной форме, что значительно облегчает процесс запоминания. Используя этот метод для закрепления, обобщения или повторения пройденного материала у ребенка активно задействуются все виды памяти – произвольная, оперативная, смысловая, неоперативная.
Виды лингвистической сказки
По своей структуре лингвистические сказки условно можно разделить на:
- сказки-игры, которые основаны на активном участии школьников в сказочном действии;
- сказки-упражнения, которые являются интересным дидактическим материалом;
- информативные сказки, цель которых состоит в ознакомлении с новыми фактами и понятиями;
- сказки, помогающие развивать речь ребенка (сочинение сказок самими учащимися).
Значение сказок в процессе обучения
Занимательные лингвистические сказки помогают сконцентрировать внимание учеников, повышают их творческую активность, создают идеальную эмоциональную атмосферу для общения, а самое главное, формируют стойкий интерес к процессу обучения.
Если ученик погружается в сказочную атмосферу, то и сам урок становится похож на увлекательное путешествие по волшебной стране. Из-за этого меняется не только отношение к обучаемому предмету, сам родной язык воспринимается по-новому. Запоминание и закрепление пройденного материала происходит на уровне эмоций, что очень важно для поддержания интереса к учебе.
Видео по теме
Источники:
- Сочинение на ГИА 2016 года по тесту 16