Зарождение геймплея
Первые компьютерные игры были примитивными логическими программами, имитирующими спортивные дисциплины: теннис, футбол, хоккей. Искусственный интеллект тогда не был развит, компьютеры были доступны лишь ученым и военным, а управление осуществлялось двумя-тремя клавишами на огромной клавиатуре.
С появлением персональных компьютеров стали изобретаться коммерческие развлекательные продукты. Само понятие «виртуальная реальность» предполагает легкость передачи мыслей человека компьютерному персонажу. Владельцы программных развлекательных компаний поняли, что необходимо воссоздать в игре абстрактное приближение к реальности, населив ее при этом героями, пришельцами, звездами и военными. Для ощущения реалистичности было необходимо создать движок, управляющий механикой игры (часто над движками работали физики и математики) и систему мотивации игрока. Помимо движка и сценария в широкое понятие «геймплей» входит управление.
Культ геймплея
Игры Doom, Counter-Strike, World of Warcraft, Grand theft Auto, Fifa, Need for Speed предлагали пользователям удобное управление, интересные уровни и ясную систему вознаграждений. Благодаря этому они стали культовыми и до сих пор обладают миллионными «армиями» поклонников. Помимо этого, эти игры давали возможность геймерам разнообразить игровой процесс. Игроки могут видоизменить геймплей добавлением читов и модов; пользователи GTA и NFS могут делать свои автомобили в 3dMax, проявляя творческие способности.
Компании-разработчики стали привлекать к оценке и редактированию геймплея лучших игроков, устраивать для поиска талантливых альфа-тестеров мероприятия с миллионными призами.
Сегодня разработчики сценария действий игры (создатели геймплея) являются специалистами по программированию и дизайну одновременно. Кроме того, они должны быть учеными и оценивать работу движка.
Как приспособиться к игре
На форумах любителей игры можно почитать советы о том, как совладать с геймплеем, пройти тот или иной уровень. Например, многие геймеры не могли пройти уровень игры Grand theft Auto: Vice City, в котором нужно взорвать небоскреб с использованием игрушечного вертолета. Управлять вертолетом было непросто, но некоторые геймеры справились с миссией и поделились опытом: нужно было сменить управление в настройках. Использование опыта сильных геймеров - хороший помощник в «борьбе» с самым трудным геймплеем.