Весь характер танца подчеркивает его морское происхождение. Во-первых, движения танца типично мужские, рассчитанные на демонстрацию не изящества, а силы. Во-вторых, движения эти предполагают танец в условиях ограниченного пространства: руки сложены на груди, туловище выпрямлено, ноги проделывают движения на одном месте. Легко представить, что моряки могли развлекаться таким танцем в минуту отдыха, и именно так родилась еще одна характерная особенность танца: два танцора поочередно демонстрируют и повторяют друг за другом определенные движения.

Английский предок «Яблочка»



Истоки этого танца следует искать в Англии. Здесь с 15 века существовал народный танец с синкопированным ритмом хорнпайп. Название намекает на те инструменты, под аккомпанемент которых он исполнялся – рог и труба. Движения состояли в основном из подскоков на месте и махов согнутыми ногами. Руки при этом почти не двигались, их либо держали на поясе, либо вытягивали вдоль тела, либо складывали на груди.

Существовало несколько разновидностей хорнпайпа, как с трехдольным размером, так и с двухдольным, именно последний был известен как «хорнпайп моряков». Вероятно, такой танец легко было танцевать в тяжелой обуви, какую носили матросы.

Матросский танец в России



Танец, пришедший из Англии, в нашей стране впитал в себя элементы русской плясовой. Впрочем, позаимствованы были именно танцевальные движения, но не мелодия. Кто был её автором, установить уже не представляется возможным, но отмечается её сходство с молдавской народной песней «Калач». Возможно, источником была именно она.

Так или иначе мелодия, слившаяся с матросским танцем, оказалась востребованной в условиях революционных потрясений и гражданской войны. Она легко запоминалась, отличалась энергичностью, на нее легко было положить слова любого содержания. Куплетов на эту мелодию сочинялось множество:

Эх, яблочко,
Да сбоку зелено.
Колчаку через Урал
Ходить не велено.

Эх, яблочко,
Да покатилося,
А буржуйская власть
Повалилася

Конечно, не всегда темой куплетов была политика:

Эх, яблочко,
Да на тарелочке.
Надоела мне жена,
Пойду к девочкам.

И все же в первую очередь «Яблочко» ассоциировалось с моряками. Так, в балете «Красный мак», поставленном в 1927 году, композитор Р.Глиэр использовал эту мелодию как танец советских моряков.

Таковым остается «Яблочко» и по сей день. На сцене его исполняют танцоры, одетые в тельняшки и бескозырки. Единственное изменение, которое претерпел танец заключается в участии в нем женщин, но это бывает редко.