Почему звонят
Заключая договор, сотрудники кредитного отдела заранее, в том числе и по телефону, стараются узнать все, что поможет им найти клиента даже при наступлении у него форс-мажора. Сюда входят данные паспорта, домашний адрес, место работы, номера мобильного и домашнего телефонов, а также адреса и телефоны поручителей и даже родственников. Сами клиенты, желая получить кредит любой ценой, охотно идут навстречу.
Одним словом, банку практически делегируется право искать при необходимости должника, регулярно звоня его домочадцам и провоцируя их на семейные скандалы с целью заставить заплатить. Чем финансовое учреждение охотно и пользуется, со временем передавая всю нужную для розыска неплательщика информацию коллекторскому агентству.
Кому можно звонить
В любом типовом договоре сказано о праве банка делиться информацией о должнике с третьими лицами. Обычно таковыми оказываются коллекторские агентства, специализирующиеся именно на взыскании долгов. Подобный пункт дает агентству право методично обзванивать не только родственников недобросовестного кредитора, но и сослуживцев.
Настойчивые звонки родственникам, не являющимся поручителями, закону тоже не противоречат. Но и юридической силой они не обладают, поэтому опасаться их излишне. Это не более чем попытка найти должника с помощью близких людей. И если последние желают помочь банку восстановить справедливость, то могут это сделать; нет такого желания — допустимо попросить не беспокоить и отключить телефон.
Тем более не считаются нарушением звонки родственнику должника, записанному в договоре поручителем. Принимая на себя ответственность за возможные действия взявшего кредит, поручитель обязан понимать свой серьезный риск. Ведь его брат или сын вполне может разориться или потерять работу. А заодно и возможность рассчитаться за кредит или ипотеку. Поэтому услышав в трубке голос представителя банка или агентства, поручителю нет смысла наивно утверждать, что он «ничего не понимал».
Последнее допустимо, если личные данные вдруг оказались в договоре без собственноручной подписи. Но это крайне маловероятно, поскольку присутствие во время заключения договора считается обязательным условием и строго соблюдается.
Достаточно распространенным является переход долговых обязательств по наследству. В случае, например, смерти клиента банка. Но звоня наследнику, кредиторы обязаны учитывать, что тот имеет право не знать про долги скончавшегося родственника. Необходимо учитывать и то, что официальный диалог по проблеме наследства, пусть и телефонный, разрешено вести только через шесть месяцев после кончины человека, являвшегося второй стороной банковского договора. Но, вообще-то, подобные вопросы обычно решаются не путем звонков, а исключительно в суде.
Что говорить
Ошибкой и даже должностным правонарушением (раскрытие банковской тайны) может стать слишком откровенный телефонный рассказ сотрудника банка о заключении договора. Тем более, о сумме долга. Максимум, что он имеет право сделать, это вежливо попросить передать должнику просьбу перезвонить в кредитный отдел. Другое дело, что на практике все происходит несколько иначе. А вот коллекторы подобными этическими нормами не связаны, чем охотно и пользуются.
Наиболее же безнравственным и противозаконным является требование от постороннего человека оплаты им долга на основании только того факта, что должник является членом его семьи. Особенно, в ультимативной или оскорбительной форме. На языке уголовного права это именуется вымогательством и наказывается даже лишением свободы. Если, конечно, это удастся доказать в суде.
Как реагировать
Вы абсолютно уверены в нарушении банком правил «честной игры»? Слова о том, что вы не знаете, где родственник сейчас живет, и у вас отсутствует номер его телефона, не воспринимаются? Можно попытаться прекратить подобное неприятное общение. Например, не отвечать на звонки. Либо, наоборот, посетить офис банка или агентства, откуда они регулярно раздаются, и попробовать объяснить, что вы абсолютно неспособны помочь им в розыске родственника. Можно даже написать жалобу в Центробанк. Еще одним вариантом является предложить агентству выслать все необходимые документы почтой или обратиться в суд.
Эффективным считается и более агрессивный способ пресечь «телефонный терроризм» банка или, что происходит гораздо чаще, агентства — обращение в полицию. Мол, вам не просто регулярно звонят, а фактически оказывают серьезное психологическое воздействие, требуя невозможное. Да попросту мешают спокойно жить.