Наполняемость бюджетов бюджетной системы РФ


Все налоги, собираемые с юридических и физических лиц, поступают в Федеральное Казначейство. Часть налогов являются нерегулируемыми. Они, в соответствии с БК РФ, полностью перечисляются либо в федеральный, либо в региональный, либо в местный бюджет. Другая часть налогов является регулируемой. Они, в соответствии с утверждаемым при принятии бюджета процентным соотношением, распределяются по двум или по каждому из трех уровней бюджетной системы.

Каждый из трех уровней бюджетов имеет свои источники наполнения. Но если в федеральный бюджет, кроме налогов, поступают и другие суммы, например, за продажу сырьевых ресурсов, региональный и местный бюджеты наполняются, в основном, только за счет налоговых поступлений.

Кроме того, собираемость налогов и их объем зависят от региона. В тех регионах, где расположены крупные предприятия-плательщики налогов, в бюджеты поступают большие суммы, эти регионы расположены в центральной части Российской Федерации, где развита промышленность и сельское хозяйство. Но есть регионы, где налогов собирается немного, но они так же, как и остальные, нуждаются в средствах, чтобы обеспечивать потребности проживающих в них людей.

Поэтому из федерального или региональных бюджетов выделяются межбюджетные трансферты – денежные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе другому бюджету. Федеральный бюджет предоставляет эти средства региональному бюджету, а региональный – местному бюджету, нуждающемуся в них.

Межбюджетные трансферты


Межбюджетные трансферты предоставляются в виде дотаций, субвенций и субсидий. Дотации предоставляются без всяких условий и целей, этими суммами бюджет-получатель волен распорядиться по своему усмотрению и потратить так, как считает нужным. Субвенции выделяются также на условиях безвозмездности и безвозвратности, но на определенные цели. Эти суммы могут быть потрачены только целевым назначением и в установленные сроки. При невыполнении этих условий бюджет-получатель должен вернуть субвенцию в тот бюджет, который ее выделил.

Условием предоставления субсидии, также выделяемой на конкретные цели, является долевое участие бюджета-получателя. Т.е. если, например, федеральный бюджет выделяет деньги областному бюджету на строительство транспортного узла, этот объект возводится и за счет средств областного бюджета, и за счет полученной субсидии.

Таким образом, в отличие от дотаций, субвенции и субсидии имеют целевой характер. Между собой субвенции и субсидии различаются долей в финансировании: субвенция составляет 100%-ное финансирование на определенную цель, а субсидия – только частичное.