Символизм и импрессионизм зародились во Франции на рубеже 19-20 веков. Прежде чем говорить о различиях этих двух направлений, нужно отметить, что оба они имеют одну основу. Это связано с тем, что символизм, появившийся на несколько лет позже, зародился благодаря именно импрессионизму и соответственно получил по наследству от него некоторые черты.
Импрессионизм возник как раз в то время, когда деятели искусства старались найти новые пути развития, Постепенно возникло понимание жизни как чего-то вечно движущегося. Смысл же в том, чтобы успеть поймать и запечатлеть каждое мгновение, умея радоваться настоящему.
Жизнерадостность изначально была основой импрессионизма. Приверженцы старались показывать жизнь в ярких красках, не отражая в своих работах социальных и серьезных философских проблем. Во всяком случае, так было вначале, затем произошел раскол и многое поменялось.
Название этого направления возникло само собой: «импрессия» значит «чувственное восприятие». И на одной из первых художественных выставок один из критиков брезгливо обозвал художников «импрессионистами». Художники бросили вызов и приняли это название. В итоге оно потеряло негативный оттенок.
Очень логично, что импрессионизм получил широкое распространение именно в живописи. Хотя и идеи импрессионизма проникли в музыку и литературу, чаще под этим словом все равно подразумевают только художников. Символизм же в этом смысле пошел дальше.
Символизм получил большое распространение, как в живописи, так и в литературе. Особенностью направления стала некоторая отрешенность искусства от реальной жизни. Приверженцы направления в своем сознание старались разделить два мира: «мир идей» и реальность, т.е. «мир вещей».
Еще до символистов в искусстве применялись различные художественные образы. Но все они имели больше аллегорический характер. Это значит, что, например, читатель, внимательно изучая произведение, мог легко понять, что именно скрывается за конкретным образом. Символисты же стараются уйти от прямого объяснения.
Федор Сологуб, один из основателей направления, очень кратко и емко высказался по поводу значения символа: «Символ - это окно в бесконечность». Такая концепция намеков и недосказанности больше свойственна поэзии. И в действительности, музыканты, писатели, художники, нарекавшие себя символистами, старались пронизывать свои работы поэтичностью и загадками. Человек, старающийся понять произведения, мог найти огромное количество трактовок, каждая из которых имела право на существование.
Несмотря на то, что символизм перенял от импрессионизма его главное свойство - уметь запечатлеть движение жизни и воздействовать на чувства человека, это направление значительно расширило понимание значения искусства. Перед символистами стояла другая задача - научить человека воспринимать «мир идей» как отдельную субстанцию и доказать, что одно слово, один предмет материального мира может иметь абсолютно разные, даже противоположные значения в ирреальности. Теперь наряду с воздействиями на чувства должно было происходить воздействие на сознание.
Импрессионизм
Импрессионизм возник как раз в то время, когда деятели искусства старались найти новые пути развития, Постепенно возникло понимание жизни как чего-то вечно движущегося. Смысл же в том, чтобы успеть поймать и запечатлеть каждое мгновение, умея радоваться настоящему.
Жизнерадостность изначально была основой импрессионизма. Приверженцы старались показывать жизнь в ярких красках, не отражая в своих работах социальных и серьезных философских проблем. Во всяком случае, так было вначале, затем произошел раскол и многое поменялось.
Название этого направления возникло само собой: «импрессия» значит «чувственное восприятие». И на одной из первых художественных выставок один из критиков брезгливо обозвал художников «импрессионистами». Художники бросили вызов и приняли это название. В итоге оно потеряло негативный оттенок.
Очень логично, что импрессионизм получил широкое распространение именно в живописи. Хотя и идеи импрессионизма проникли в музыку и литературу, чаще под этим словом все равно подразумевают только художников. Символизм же в этом смысле пошел дальше.
Символизм
Символизм получил большое распространение, как в живописи, так и в литературе. Особенностью направления стала некоторая отрешенность искусства от реальной жизни. Приверженцы направления в своем сознание старались разделить два мира: «мир идей» и реальность, т.е. «мир вещей».
Еще до символистов в искусстве применялись различные художественные образы. Но все они имели больше аллегорический характер. Это значит, что, например, читатель, внимательно изучая произведение, мог легко понять, что именно скрывается за конкретным образом. Символисты же стараются уйти от прямого объяснения.
Федор Сологуб, один из основателей направления, очень кратко и емко высказался по поводу значения символа: «Символ - это окно в бесконечность». Такая концепция намеков и недосказанности больше свойственна поэзии. И в действительности, музыканты, писатели, художники, нарекавшие себя символистами, старались пронизывать свои работы поэтичностью и загадками. Человек, старающийся понять произведения, мог найти огромное количество трактовок, каждая из которых имела право на существование.
Воздействие на сознание
Несмотря на то, что символизм перенял от импрессионизма его главное свойство - уметь запечатлеть движение жизни и воздействовать на чувства человека, это направление значительно расширило понимание значения искусства. Перед символистами стояла другая задача - научить человека воспринимать «мир идей» как отдельную субстанцию и доказать, что одно слово, один предмет материального мира может иметь абсолютно разные, даже противоположные значения в ирреальности. Теперь наряду с воздействиями на чувства должно было происходить воздействие на сознание.
Видео по теме