Даже беглый взгляд на текст «Снов пресвятой Богородицы» позволяет заключить, что молитвой он не является. Молитва всегда содержит обращение к Богу – благодарность, просьбу или прославление Его. В «Снах» ничего подобного нет, это повествовательный текст.

О чем повествуется в «Снах Пресвятой Богородицы»


Содержание текста сводится к следующему: Богоматерь спит и видит сны о грядущей судьбе ее Сына, о предательстве Его ученика, страданиях Спасителя и Его смерти на кресте. Евангельские события излагаются с многочисленными ошибками. Например, Иуда, который предал Иисуса Христа, назван здесь «учеником Его первым», хотя таковым был св. Андрей Первозванный. Это говорит о том, что «Сны» не мог написать деятель Церкви.

Еще больше противоречат церковным установлениям обещания, завершающие каждый из «Снов»: «Кто твой сон при смерти прочитает, тот будет спасен от муки вечной… тот человек пойдет в рай пресветлый». Ни одна христианская молитва ничего подобного не обещает. Максимум, что может христианин – это молить Бога о спасении, посмертная участь остается в Его руках, а не гарантируется «автоматически».

Итак, «Сны Пресвятой Богородицы» не могли быть написаны священником или монахом.

Апокрифический характер произведения



О нецерковном происхождении говорит не только содержание этого текста, но и язык, которым оно излагается. «Мало спалось, а во сне много виделось», «Ложилась я, Владычица, спать и почивать», «Гой еси Ты, Мати моя» – такие выражения характерны для народных сказок, былин и других фольклорных жанров.

Очевидно, «Сны» – это тоже образец народного творчества, построенный на библейских мотивах. Такие произведения называются апокрифами или «отреченными книгами». Одни апокрифы пришли из Византии, другие родились уже на русской почве. Где мог родиться этот апокриф?

В 1861 г. в посвящённой этому произведению статье, включенной в сборник «Памятники старинной русской литературы», протоиерей И. Панормов обращает внимание на сходство стиля «Снов» с «южнорусскими виршами» и колядками, что позволяет ему установить хронологические рамки создания текста: XVI-XVII вв. Косвенным подтверждением тому является аналогичный польский литературный памятник под названием «Сон Богородицы», в конце которого приведена точная дата его написания: 25 августа 1546 года. Вероятно, до этого текст существовал в устной традиции.

Таким образом, «Сны Пресвятой Богородицы» – образец южнорусского средневекового фольклора в жанре апокрифа. Каноническим этот текст не являлся никогда.