Если не повезло однажды и еще раз, и еще – это не значит, что заказано идти ва-банк. Как правило, лучшие герои фильмов про аферистов и мошенников именно так и поступают. И как же они великолепны, когда осуществляют свои виртуозные планы! Особенно тогда, когда их аферами и мошенничеством движет не просто банальная жажда наживы, а благородная цель – месть за друга, возвращение утраченной любви или восстановление справедливости. Что и говорить, со времен Робин Гуда благородные мошенники – это слабость женских сердец и потаенное желание мужчин.
«Афера» (The Sting, режиссер Джордж Рой Хилл, 1973) – в этом фильме одну из своих лучших ролей сыграл великолепный Роберт Рэдфорд. Здесь он органично прекрасен, как и положено одному из самых великих кино-аферистов. В «Афере» молодой Рэдфорд так искренен, так невероятно неуклюж и одновременно ловок, что следить за тем, как он в паре с не менее великим Полом Ньюманом проворачивает аферу-месть одному из страшнейших мафиози Америки – одно удовольствие.
«Ва-банк» и «Ва-банк 2» (Vabank, режиссер Юлиуш Махульский, 1981, 1984) – изумительная криминальная комедия. В ее основе тоже месть, и тоже за друга. Восстанавливая справедливость герой фильма (в исполнении Яна Махульского) – талантливый скрипач, не менее талантливый медвежатник и обаятельный мужчина, остроумно выстраивает ловушки для своего врага, играя на самых очевидных, но от того не менее любопытных человеческих слабостях. Кстати сказать, делает он это под один из лучших саундтреков 80-х годов. Легкость и быстрота реакции, с которой герои проворачивают хитроумную интригу, завораживает. И отрадно, что сиквел, снятый Юлиушем Махульским для своего отца Яна Махульского, ни в чем не уступает предыдущей истории, что само по себе прекрасно.
«Шулера» (Rounders, режиссер Джон Дал, 1998) – возможно ли, если обладаешь уникальным криминальным талантом, «завязать» и стать обычным адвокатом? Герой фильма «Шулера» (в исполнении Мэтта Деймона) очень старался обзавестись новой профессией и распрощаться со старой, но… Да. Из тюрьмы возвращается старый друг, которому нельзя не помочь. Да и сам герой совсем недавно зарвался и проиграл все накопления. Так что мотивация к огромному выигрышу в большой и настоящей игре, с настоящими соперниками и выбором между игрой и смертью, не оставляет ему выбора.
«Поймай меня, если сможешь» (Catch Me If You Can, режиссер Стивен Спилберг, 2002) – одно из условий успеха того, кто однажды решил стать профессиональным мошенником – способность к мимикрии. Героя фильма «Поймай меня, если сможешь» (в исполнении Леонардо Ди Каприо) природа щедро одарила именно таким исключительным даром. Смазливый юноша, неоперившийся сосунок, не испытавший ни первой любви, ни первого сексуального опыта, не знающий жизни, но обладающий необычайной наблюдательностью и чувствующий людей каким-то десятым – звериным? – чутьем случайно обнаружил в себе талант становиться тем, кем захочет. Он с легкостью превращается то в опытного летчика, то во врача, то в помощника прокурора. Не менее легко и изобретательно подделывает банковские документы и до совершеннолетия успевает неприлично разбогатеть, и, заодно, почти утереть нос агенту ФБР (в исполнении Тома Хэнкса). До поры. Ведь даже у самого удачливого из всевозможных аферистов есть своя ахиллесова пята.
Мошенники из кино всегда самые веселые, самые клевые красавцы, с чудесным чувством юмора. Они почти все умны, не всегда удачливы, но всегда чудовищно притягательны. Численный перевес именно таких мошенников и аферистов на один квадратный миллиметр пленки, с каждым новым фильмом о Дэнни Оушене и его друзьях непобедим: просто Дэнни Оушен очень хороший друг.
«11 друзей Оушена» (Ocean’s Eleven, режиссер Стивен Содерберг, 2001), «12 друзей Оушена» (Ocean’s Twelve, режиссер Стивен Содерберг, 2004), «13 друзей Оушена» (Ocean's Thirteen, режиссер Стивен Содерберг, 2007) - сколько бы не было друзей у обаятельнейшего Дэнни (в исполнении Джорджа Клуни) про каждого из них можно сказать – он уникален. Безусловно, и у этих мачо на первом месте всегда будет благородство конечной цели: возвращение любимой женщины, месть за друга или помощь ему. Но красиво, с особенным шиком оформленное благородное ограбление одного, а затем и второго суперзащищенных казино или похищение яйца Фаберже смотрятся с особенным интересом, когда его совершают исключительно сексапильные персонажи.
«Транс» (Trance, режиссер Дэнни Бойл, 2013) – запутанее и разветвленнее сюжета сложно себе представить. Герой фильма (в исполнении Джеймса Макэвоя) невероятным образом выберется из всех свалившихся на него передряг, которые будут тянуться за ним, завязываясь в петельки невидимым крючочком. Петелька-крючочек, петелька-крючочек: кража картины, убийства, погоня, преследование, встреча с женщиной - любовью всей своей жизни... За один день герой переживет столько, сколько многие и за века не успевают. Но что он выберет в финале – возможность забыть этот безумный день и убежать от самого себя или?..
«Иллюзия обмана» (Now You See Me, режиссер Луи Летерье, 2013) – масштабнее аферы в начале двадцать первого века еще никто не совершал. Такой замысел, какой удалось осуществить героям фильма, мог прийти в голову исключительно одаренному аферисту и/или фокуснику. Или и тому, и другому одновременно. А осуществить его могла только единая команда супергероев. Да, вновь в основе сюжета-аферы знакомая мотивация – восстановление справедливости. И на этот раз исполнена она был чрезвычайно эффектно и красиво. Этого достоин был тот, за кого мстил его сын - мозговой центр операции, собравший воедино четырех фокусников. По отдельности они мало что из себя представляли, но собранные вместе и научившиеся работать в команде, смогли раскрыть свои таланты в полной мере - ярко, красиво и зрелищно. Вместе они стали сокрушительной силой, способной покорить десятки и сотни тысяч зрителей одномоментно.
Аферисты и мошенники – самые привлекательные герои киноиндустрии. В них соединено все то, что так нравится женщинам и так привлекает мужчин: интеллект и чувство юмора. Даже у самых неудачливых из них – абсолютных лузеров - есть манкость, которой сложно противостоять. А иначе как бы они могли совершать аферы, верно? Уязвимым афериста делает только любовь. Хотя… В них ведь невозможно не влюбиться…
Классика жанра
«Афера» (The Sting, режиссер Джордж Рой Хилл, 1973) – в этом фильме одну из своих лучших ролей сыграл великолепный Роберт Рэдфорд. Здесь он органично прекрасен, как и положено одному из самых великих кино-аферистов. В «Афере» молодой Рэдфорд так искренен, так невероятно неуклюж и одновременно ловок, что следить за тем, как он в паре с не менее великим Полом Ньюманом проворачивает аферу-месть одному из страшнейших мафиози Америки – одно удовольствие.
«Ва-банк» и «Ва-банк 2» (Vabank, режиссер Юлиуш Махульский, 1981, 1984) – изумительная криминальная комедия. В ее основе тоже месть, и тоже за друга. Восстанавливая справедливость герой фильма (в исполнении Яна Махульского) – талантливый скрипач, не менее талантливый медвежатник и обаятельный мужчина, остроумно выстраивает ловушки для своего врага, играя на самых очевидных, но от того не менее любопытных человеческих слабостях. Кстати сказать, делает он это под один из лучших саундтреков 80-х годов. Легкость и быстрота реакции, с которой герои проворачивают хитроумную интригу, завораживает. И отрадно, что сиквел, снятый Юлиушем Махульским для своего отца Яна Махульского, ни в чем не уступает предыдущей истории, что само по себе прекрасно.
«Шулера» (Rounders, режиссер Джон Дал, 1998) – возможно ли, если обладаешь уникальным криминальным талантом, «завязать» и стать обычным адвокатом? Герой фильма «Шулера» (в исполнении Мэтта Деймона) очень старался обзавестись новой профессией и распрощаться со старой, но… Да. Из тюрьмы возвращается старый друг, которому нельзя не помочь. Да и сам герой совсем недавно зарвался и проиграл все накопления. Так что мотивация к огромному выигрышу в большой и настоящей игре, с настоящими соперниками и выбором между игрой и смертью, не оставляет ему выбора.
«Поймай меня, если сможешь» (Catch Me If You Can, режиссер Стивен Спилберг, 2002) – одно из условий успеха того, кто однажды решил стать профессиональным мошенником – способность к мимикрии. Героя фильма «Поймай меня, если сможешь» (в исполнении Леонардо Ди Каприо) природа щедро одарила именно таким исключительным даром. Смазливый юноша, неоперившийся сосунок, не испытавший ни первой любви, ни первого сексуального опыта, не знающий жизни, но обладающий необычайной наблюдательностью и чувствующий людей каким-то десятым – звериным? – чутьем случайно обнаружил в себе талант становиться тем, кем захочет. Он с легкостью превращается то в опытного летчика, то во врача, то в помощника прокурора. Не менее легко и изобретательно подделывает банковские документы и до совершеннолетия успевает неприлично разбогатеть, и, заодно, почти утереть нос агенту ФБР (в исполнении Тома Хэнкса). До поры. Ведь даже у самого удачливого из всевозможных аферистов есть своя ахиллесова пята.
Океан харизмы
Мошенники из кино всегда самые веселые, самые клевые красавцы, с чудесным чувством юмора. Они почти все умны, не всегда удачливы, но всегда чудовищно притягательны. Численный перевес именно таких мошенников и аферистов на один квадратный миллиметр пленки, с каждым новым фильмом о Дэнни Оушене и его друзьях непобедим: просто Дэнни Оушен очень хороший друг.
«11 друзей Оушена» (Ocean’s Eleven, режиссер Стивен Содерберг, 2001), «12 друзей Оушена» (Ocean’s Twelve, режиссер Стивен Содерберг, 2004), «13 друзей Оушена» (Ocean's Thirteen, режиссер Стивен Содерберг, 2007) - сколько бы не было друзей у обаятельнейшего Дэнни (в исполнении Джорджа Клуни) про каждого из них можно сказать – он уникален. Безусловно, и у этих мачо на первом месте всегда будет благородство конечной цели: возвращение любимой женщины, месть за друга или помощь ему. Но красиво, с особенным шиком оформленное благородное ограбление одного, а затем и второго суперзащищенных казино или похищение яйца Фаберже смотрятся с особенным интересом, когда его совершают исключительно сексапильные персонажи.
«Транс» (Trance, режиссер Дэнни Бойл, 2013) – запутанее и разветвленнее сюжета сложно себе представить. Герой фильма (в исполнении Джеймса Макэвоя) невероятным образом выберется из всех свалившихся на него передряг, которые будут тянуться за ним, завязываясь в петельки невидимым крючочком. Петелька-крючочек, петелька-крючочек: кража картины, убийства, погоня, преследование, встреча с женщиной - любовью всей своей жизни... За один день герой переживет столько, сколько многие и за века не успевают. Но что он выберет в финале – возможность забыть этот безумный день и убежать от самого себя или?..
«Иллюзия обмана» (Now You See Me, режиссер Луи Летерье, 2013) – масштабнее аферы в начале двадцать первого века еще никто не совершал. Такой замысел, какой удалось осуществить героям фильма, мог прийти в голову исключительно одаренному аферисту и/или фокуснику. Или и тому, и другому одновременно. А осуществить его могла только единая команда супергероев. Да, вновь в основе сюжета-аферы знакомая мотивация – восстановление справедливости. И на этот раз исполнена она был чрезвычайно эффектно и красиво. Этого достоин был тот, за кого мстил его сын - мозговой центр операции, собравший воедино четырех фокусников. По отдельности они мало что из себя представляли, но собранные вместе и научившиеся работать в команде, смогли раскрыть свои таланты в полной мере - ярко, красиво и зрелищно. Вместе они стали сокрушительной силой, способной покорить десятки и сотни тысяч зрителей одномоментно.
Аферисты и мошенники – самые привлекательные герои киноиндустрии. В них соединено все то, что так нравится женщинам и так привлекает мужчин: интеллект и чувство юмора. Даже у самых неудачливых из них – абсолютных лузеров - есть манкость, которой сложно противостоять. А иначе как бы они могли совершать аферы, верно? Уязвимым афериста делает только любовь. Хотя… В них ведь невозможно не влюбиться…
Видео по теме
Связанная статья
Пол Ньюман: биография, карьера и личная жизнь