При слабом вето парламент/международная организация обязаны лишь повторно рассмотреть законопроект. Сильное вето по определению более сложно преодолеть, и таким правом обычно обладают президенты в развитых странах (США, Германия и другие).

История права



История вето восходит к эпохе Древнего Рима, когда были созданы народные трибуны, призванные отстаивать права низших слоев населения - плебеев. В переводе с латинского языка vetо означает «запрещаю». Поэтому, как вытекает из названия, это право ограничения чего-либо. Правовая система Римской империи легла в основу многих европейских правовых систем, поэтому использование ограничивающего права является логичным.

Значение вето



Такое право предоставляет возможность одному лицу или группе лиц в одностороннем порядке блокировать принятие тех или иных письменных и устных решений. То есть, к примеру, если за принятие проекта (постановления, резолюции и подобных решений) проголосовали 30 человек и лишь один высказался против, наложив вето, то проект не принимается и назначается новая дата голосования.

Примечательно, что накладывать вето неограниченное количество раз имеет право любой из участников дискуссии, собрания, комитета. Поэтому принятие общего решения может затягиваться на долгие годы, и в конечном итоге даже не быть принятым. Вето активно используется международными организациями при принятии решений любой важности.

Часто можно услышать, что, к примеру, на каком-нибудь из заседаний ООН (НАТО, Европейского парламента и других международных организаций) представитель одной из стран воспользовался правом вето, и принятие документа заблокировано.

Среди ярких примеров длительного использования (в какой-то мере на грани постоянного) такого ограничивающего права, можно отметить позицию Греции по отношению к намерениям Турции вступить в Европейский союз. Уже на протяжении 14 лет во многом благодаря греческому вето Турецкая Республика никак не воспользуется явными и мнимыми благами присоединения к Европе.

Также стоит отметить «свежий» пример накладывания вето. Это принятие резолюции Совета Безопасности ООН в отношении законности референдума в Крыму. Если быть точнее, то в непринятии международного документа по причине его блокирования Российской Федерацией как постоянного члена Совбеза ООН. Примечательно, что представители Китайской Народной Республики воздержались при голосовании, что в какой-то мере гарантирует длительное обсуждение резолюции.