Понятие и виды оборотных активов



Оборотные активы – это те, которые используются одномоментно при отпуске их в производство. В состав оборотных активов входят, в частности, запасы, сырье, полуфабрикаты, НДС по приобретенным товарам, краткосрочная дебиторская задолженность (до года), финансовые вложения, деньги и пр.

Наличие достаточного объема оборотных активов необходимо для нормальной финансовой деятельности предприятия, это и сырье для производства, и деньги для расчетов с поставщиками.

Понятие и виды внеоборотных активов



Внеоборотные активы – это те, срок использования которых составляет более 12 месяцев. В состав внеоборотных активов входят нематериальные активы, результаты НИОКР, основные средства (здания, станки, сооружения), вложения в материальные ценности и финансовые инвестиции (с длительным периодом отдачи), отложенные налоговые активы и прочие активы.

Отличия оборотных от внеоборотных активов



Первым отличием оборотных от внеоборотных активов является срок их погашения. Для оборотных он, как правило, составляет 12 месяцев (на большинстве предприятий год является операционным циклом), для внеоборотных - более года.

Однако, такое деление весьма условно. Срок погашения актива не всегда служит основанием для отнесения актива в состав оборотных. Большую роль в данном случае играет ликвидность актива. Например, дебиторская задолженность со сроком погашения более года обычно является внеоборотным активом, однако если организация может продать ее до наступления этого срока, она может рассматриваться как оборотный актив. Таким образом, внеоборотные активы характеризуются меньшей ликвидностью, чем оборотные. Их сложнее продать, обратив в деньги, а часть оборотных активов - деньги, обладают абсолютной ликвидностью.

Другой отличительной чертой внеоборотных активов является то, что эта часть предприятия функционирует неизменной длительное время. Они передают выпускаемой продукции стоимость частями, тогда как оборотные - полностью.

Высокой долей оборотных активов отличаются материалоемкие производства и организации торговли, тогда как фондоемкие компании (например, телекоммуникационные) - характеризуются низкой долей.

Компаниям с преобладанием оборотных активов легче привлекать краткосрочные кредиты. Тогда как внеоборотные активы требуют долгосрочных инвестиций и источником их покупки - как правило, являются собственные средства.