Согласно энциклопедическим словарям узел представляет собой меру длины, равную 1 морской миле или 1852 метрам. Таким образом, судно, идущее со скоростью одна миля в час или 1 узел в час, проходит за час расстояние, равное одному километру и 852 метрам. С чем же связаны такие, на первый взгляд, странные особенности ведения измерений в судоходстве и мореплавании?
Дело в том, что данная мера длины родилась во времена, когда точность была полностью подчинена подручным средствам и простейшим методам, способным дать хоть какую-то приближенную к правде информацию. Методы вычисления скоростей были простыми и примитивными. Морякам приходилось пользоваться обычным линем или тонкой веревкой, привязанной к корме, на которой через определенные расстояния делались специальные отметки в виде простых узлов.
Линь со специальным лагом на конце (обычным крупногабаритным бревном, которое использовалось для определения такого географического параметра, как долгота) выбрасывался за борт и следовал по курсу корабля. Набирая скорость, судно способствовало натягиванию троса, на другом конце которого располагался пресловутый лаг, а через кулак стоящего на палубе моряка могло проходить различное количество узлов веревки за время, которое он засекал при помощи обычных песочных часов.
Сегодня традиция измерять скорости кораблей в узлах сохранилась, однако она была систематизирована и приведена к определенному порядку.
Интересно, что для измерения скорости корабля до сих пор используются лаги, которые изменились до неузнаваемости и вместо обычного бревна с веревкой представляют собой высокоточные морские механизмы, или своеобразные вертушки, погруженные в воду и имеющие специальные металлические лопасти, которые при движении судна приводят в действие современные приборы измерения скорости судна.
Однако смекалка и находчивость первых моряков дальнего плавания, не обладающих особыми знаниями и техническими средствами, до сих пор поражает воображение современных любителей моря.
Рождение узла
Дело в том, что данная мера длины родилась во времена, когда точность была полностью подчинена подручным средствам и простейшим методам, способным дать хоть какую-то приближенную к правде информацию. Методы вычисления скоростей были простыми и примитивными. Морякам приходилось пользоваться обычным линем или тонкой веревкой, привязанной к корме, на которой через определенные расстояния делались специальные отметки в виде простых узлов.
Линь со специальным лагом на конце (обычным крупногабаритным бревном, которое использовалось для определения такого географического параметра, как долгота) выбрасывался за борт и следовал по курсу корабля. Набирая скорость, судно способствовало натягиванию троса, на другом конце которого располагался пресловутый лаг, а через кулак стоящего на палубе моряка могло проходить различное количество узлов веревки за время, которое он засекал при помощи обычных песочных часов.
Существует несколько гипотез, связанных с расстоянием, применяемым для образования узлов, по одной из версий оно равнялось 25 футам или 7,63 метрам, а по другой - 47 футам и 3 дюймам, то есть примерно 14,5 метрам.
Систематизированная традиция
Сегодня традиция измерять скорости кораблей в узлах сохранилась, однако она была систематизирована и приведена к определенному порядку.
Интересно, что для измерения скорости корабля до сих пор используются лаги, которые изменились до неузнаваемости и вместо обычного бревна с веревкой представляют собой высокоточные морские механизмы, или своеобразные вертушки, погруженные в воду и имеющие специальные металлические лопасти, которые при движении судна приводят в действие современные приборы измерения скорости судна.
Узел приравнен к одной морской миле, которая, к слову сказать, немного больше сухопутной: 1852 м против 1609 м.
Однако смекалка и находчивость первых моряков дальнего плавания, не обладающих особыми знаниями и техническими средствами, до сих пор поражает воображение современных любителей моря.