Метод Шехтера: принцип и особенности
Иностранный язык - один из самых распространенных языков в мире - получил также большое распространение в сфере образования. Так, сегодня существует множество различных методик и способов обучения иностранному языку, в том числе английскому. Одним из таких методов является метод Шехтера, в основе которого лежит эмоционально-смысловое восприятие.
Метод подразумевает построение объектов речи за счет «рождения» речи, которое происходит в процессе познания родного языка человека. Этот метод относится к прямым интерактивные методам обучения. Концепция метода заключается в том, что речь человека не является набором знаний или правил – речь рождается как результат работы психофизиологических механизмов организма.
На уроках студенты разыгрывает этюды на изучаемом языке: на начальном этапе ошибки в грамматике и лексике почти не корректируется, потому что главная цель - выразить мысль любым способом. Однако на втором этапе обучения - после снятия "языкового барьера" - происходит корректировка грамматических ошибок и стилистических искажений.
Занятия по методу Шехтера предусматривают ежедневные классы по три часа без выдачи домашних заданий, а сами они проводятся в игровой атмосфере, весьма отличной от студенческой аудитории и тем самым привлекающей многих новичков.
История создания метода Шехтера
Эмоционально-смысловой подход к изучению иностранного языка появился в России в начале 1970 годов, а затем был популяризирован и разработан Шехтером, который тогда трудился в Московском государственном институте иностранных языков имени Мориса Тореза.
Нужда в создании чего-то нового, что будет подходить не только для студентов, но и для чиновников и людей, менее способных к постижению языка, появилась после того, как Шехтер дал оценку языковому образованию в стране, охарактеризовав его фразой «Много усилий, толку нет».
Недостатки метода Шехтера
Хотя метод Шехтера является признанным научным миром методом изучения иностранного языка, многие критики находят в нем некоторые недостатки...
Так, например, считается, что ученики, занимающиеся по методу Шехтера, склонны иметь крайне низкий грамматический уровень знаний, то есть их багаж знаний по грамматике языка не может конкурировать со знаниями пятиклассника, который пять лет изучал английский, хотя занимающиеся по методу Шехтера и могут быстро строить предложения и быстро разговаривать.
Методу Шехтера сложно найти систему оценки: с одной стороны, обучаемый может вести диалог, с другой стороны - он не может выполнить даже простейших грамматических упражнений или, скажем, не может найти разницу между похожими словами.
Последним и одним из главных недостатков является то, что метод Шехтера, скорее, направлен на тренировку так называемых "беглых навыков говорения", которые позволят объясниться с незнакомцем на улице или спросить, где находится ближайшее метро, но курсы по методу Шехтера совершенно не предусматривают изучение глубинных смыслов объектов языка, их природы и их стилистических особенностей.