Инструкция
1
Люди начали изображать природу еще в период неолита. Не исчезает этот жанр и в цивилизациях Древнего Востока. Все рисунки того времени можно условно разделить на две группы. К первой относятся те, в которых человек отражал свои представления об устройстве мироздания. В них небесный свод, стороны света, солнце приобретают обобщенное значение. В «пейзажах» второго типа природа была фоном, на котором разворачивались значимые для человека события – охота, рыбалка, войны.
2
Начиная с XIII века пейзаж активно развивается в культуре Востока. К XVII столетию изображения природы передают отношение к ней как к особой волшебной сфере, наполненной идеальными возвышенными чертами. Чтобы подчеркнуть это, художники использовали чистые яркие краски и декоративную «плоскостную» композицию.
3
Особенно важным пейзаж стал для искусства Китая. В нем находили отражение философские представления о мире, поэтому картины дополнялись надписями, а отдельные элементы наполнялись символическим значением (бамбук, слива, сосна). Эти веяния оказали влияние на японское искусство и были дополнены особой графичностью и декоративностью пейзажей.
4
На Западе к этому времени природа стала осмысляться не только как внешний мир, но и как отражение внутреннего. Впрочем, пейзаж чаще всего оставался хотя и значимой, но все же второстепенной деталью произведения. В самостоятельный жанр он превратился в эпоху Возрождения. Сначала в графических работах (А.Дюрер, художники дунайской школы), а затем и в живописи. Причем не остаются без внимания ни городские виды, характеризующие связь природы и человека (итальянские художники), ни дикие пейзажи, приобретающие все больший размах (немецкие и нидерландские мастера).
5
В эпоху классицизма утверждается трехплановая кулисная композиция пейзажа и особенно важной становится этическая его составляющая. Барочное искусство делает акцент на стихийной мощи природы, а Веласкес, Гойен, Рейсдал и Рембрандт вносят в изображение природы свежесть и воздушность, разрабатывая свето-воздушную перспективу.
6
В конце XVIII - начале XIX вв. на пейзаж оказывает влияние романтизм. Для этого течения характерно переплетение состояний души и природы, что и нашло отражение в картинах того периода. Чуткое восприятие окружающего мира и стремление передать неповторимость каждого вида подвели пейзаж к периоду реализма, наиболее четко проявившегося во второй половине XIX века. Художники (К. Коро, Г. Курбе, барбизонская и гаагская школы, передвижники) изображают простоту и естественность натуры, стремясь через такое чистое и честное воспроизведение природных процессов показать ее внутреннее достоинство.
7
Особенно важным пейзаж стал для импрессионистов, которые стремились уловить и передать живое дыхание природы и ее переменчивое состояние (как в диких условиях, так и в городской среде). Однако уже к началу XX века возникает несколько новых подходов к изображению природы. П. Сезанн видит ее монументальной, сильной, свободной от влияния человека. В. ван Гог – одушевленной, эмоциональной, почти по-человечески трагичной. Приверженцы символизма и модерна улавливают «кровную» связь человека и матери-земли и отражают ее с помощью символов, природных орнаментов, проработки деталей.
8
Представители модернистских течений подчеркивают динамичекую напряженность пейзажа, деформируют его и приближают к абстрактному искусству (П. Клее, В. Кандинский). Вновь переосмысляются отношения рукотворного ландшафта и природы. Часть художников противопоставляет умиротворенные виды напряженности городской среды. Другие же заостряют «антиприродность» индустриального пейзажа и подчеркивают одиночество человека в нем. Эти, казалось бы, противоположные точки зрения на отношения человека и природы соседствуют в жанре пейзажа, создавая цельную картину окружающего мира.