Письмо – это навык, включающий в себя выполнение координированных и сложных для ребенка движений руки. Техника письма всегда требует, чтобы мелкие мышцы руки работали четко и слаженно. Не менее важно в овладении навыками написания букв и слов развитие произвольного внимания и визуального восприятия у ребенка.
В процессе подготовки руки к письму, многие замечают, насколько отличается поведение ребенка от поведения взрослого в процессе написания букв и слов. Многие первоклассники неправильно держат ручку, им сложно ориентироваться в тетради, при закрашивании и рисовании активно крутят лист бумаги во все стороны. Это говорит лишь о том, что они не имеют достаточного опыта и им сложно дается работа за столом.
При подготовке руки ребенка к письму, следует помнить, что у детей 5-6 лет развиты мелкие мышцы рук, координация движений также несовершенна, так как окостенение фаланг пальцев и запястий не закончено. Двигательные и зрительные анализаторы, непосредственно участвующие в воспроизведении и в восприятии букв, находятся только на стадии развития. Это объясняет, почему в самом начале обучения письму зачастую дети не различают в буквах элементов. Конфигурацию букв они не способны воспринимать полностью, и поэтому не замечают незначительных изменений в элементах ее структуры.
Насколько правильно проходит процесс подготовки, можно судить по тому, насколько сформирован весь комплекс подготовки: как сочетается темп и ритм речи с движениями руки и глаз, насколько выработано умение управлять рукой и пальцами. Если ребенок к семилетнему возрасту научится управлять пальцами и руками, находить печатные и письменные буквы в тексте и прописывать основные элементы букв, этого будет вполне достаточно для его дальнейшего обучения письму. Главное — не возраст ребенка, а его готовность к процессу обучения. Определить готовность можно по следующим признакам:
• умеет ли малыш читать;
• умеет ли он хорошо писать печатные буквы;
•хорошо ли подготовлена рука малыша к письму;
• имеется ли у него желание научиться писать «взрослыми» прописными буквами?
Обучение некоторых детей письму иногда сопровождается эмоциональным напряжением. Дети очень часто переживают первые неудачи и трудности. Многие родители отмечают, что рука ребенка как бы не слушается, линии не идут туда, куда нужно. В такой ситуации можно взять руку малыша в свою, и попробовать написать буквы вместе. Ребенок всегда имеет право на ошибку. На начальном этапе обучения очень важно вызывать у ребенка положительные эмоции, чтобы неудачи и ошибки не вызвали у малыша желание бросить занятия.
При подготовке к письму, нужно следить за сохранением у ребенка хорошей осанки и за тем, насколько правильна посадка во время занятий: ровные плечи немного опущены вниз; спина прямая, голова должна быть слегка наклонена. Ребенок не должен касаться стола грудью, чтобы не затруднять дыхание, локти не должны свисать.
Готовя руку к письму, занимаясь с малышом 3-4 лет, не стоит пренебрегать всевозможными пирамидками, матрешками, мозаиками, они помогут детским пальчикам окрепнуть, развить мелкую моторику. Его ручки станут подвижными и ловкими, и в дальнейшем письмо будет даваться намного легче.
В процессе подготовки руки к письму, многие замечают, насколько отличается поведение ребенка от поведения взрослого в процессе написания букв и слов. Многие первоклассники неправильно держат ручку, им сложно ориентироваться в тетради, при закрашивании и рисовании активно крутят лист бумаги во все стороны. Это говорит лишь о том, что они не имеют достаточного опыта и им сложно дается работа за столом.
При подготовке руки ребенка к письму, следует помнить, что у детей 5-6 лет развиты мелкие мышцы рук, координация движений также несовершенна, так как окостенение фаланг пальцев и запястий не закончено. Двигательные и зрительные анализаторы, непосредственно участвующие в воспроизведении и в восприятии букв, находятся только на стадии развития. Это объясняет, почему в самом начале обучения письму зачастую дети не различают в буквах элементов. Конфигурацию букв они не способны воспринимать полностью, и поэтому не замечают незначительных изменений в элементах ее структуры.
Насколько правильно проходит процесс подготовки, можно судить по тому, насколько сформирован весь комплекс подготовки: как сочетается темп и ритм речи с движениями руки и глаз, насколько выработано умение управлять рукой и пальцами. Если ребенок к семилетнему возрасту научится управлять пальцами и руками, находить печатные и письменные буквы в тексте и прописывать основные элементы букв, этого будет вполне достаточно для его дальнейшего обучения письму. Главное — не возраст ребенка, а его готовность к процессу обучения. Определить готовность можно по следующим признакам:
• умеет ли малыш читать;
• умеет ли он хорошо писать печатные буквы;
•хорошо ли подготовлена рука малыша к письму;
• имеется ли у него желание научиться писать «взрослыми» прописными буквами?
Обучение некоторых детей письму иногда сопровождается эмоциональным напряжением. Дети очень часто переживают первые неудачи и трудности. Многие родители отмечают, что рука ребенка как бы не слушается, линии не идут туда, куда нужно. В такой ситуации можно взять руку малыша в свою, и попробовать написать буквы вместе. Ребенок всегда имеет право на ошибку. На начальном этапе обучения очень важно вызывать у ребенка положительные эмоции, чтобы неудачи и ошибки не вызвали у малыша желание бросить занятия.
При подготовке к письму, нужно следить за сохранением у ребенка хорошей осанки и за тем, насколько правильна посадка во время занятий: ровные плечи немного опущены вниз; спина прямая, голова должна быть слегка наклонена. Ребенок не должен касаться стола грудью, чтобы не затруднять дыхание, локти не должны свисать.
Готовя руку к письму, занимаясь с малышом 3-4 лет, не стоит пренебрегать всевозможными пирамидками, матрешками, мозаиками, они помогут детским пальчикам окрепнуть, развить мелкую моторику. Его ручки станут подвижными и ловкими, и в дальнейшем письмо будет даваться намного легче.
Видео по теме