Инструкция
1
Сто пятьдесят лет назад практически никто, кроме фантастов, не верил в возможность существования самолетов, то есть аппаратов тяжелее воздуха, оснащенных двигателем. Однако энтузиасты по всему миру вели исследования, и уже в 1874 году первый в мире самолет был построен французом Жаном Дю Тамплем. К сожалению, им был предложен самый эффективный на тот момент двигатель – паровой, который не смог обеспечить требуемую подъемную силу. Этот самолет так и не взлетел.
2
Похожая судьба постигла детище русского пионера авиации Александра Можайского. Его самолет с паровой силовой установкой в 1882 году был продемонстрирован военным чинам Российской Империи, но максимум, на который он оказался способен – кратковременный отрыв от земли. Это нельзя было назвать полноценным полетом, однако было ясно, что по сути дело лишь в мощности двигателя. Кстати, это подтвердили и исследования, проводившиеся в 20 веке инженерами Советского Союза.
3
Первым самолетом, который смог не только оторваться от земной поверхности, но и совершить так называемый устойчивый горизонтальный полет, признан летательный аппарат братьев Орвила и Уилбера Райт. Он назывался «Флайер-1» и был испытан 17 декабря 1903 года. Оснащенный 4-тактным бензиновым двигателем мощностью 16 лошадиных сил, этот аппарат сумел продержаться в воздухе 59 секунд, преодолев за это время расстояние в 260 метров. Это был четвертый полет самолета «Флайер-1» в тот день.
4
Меньше чем через два года усовершенствованный аппарат «Флайер-3» дал возможность Уилберу Райту пролететь почти 39 километров по замкнутому маршруту. Конечно, взлет самолета братьев Райт насмешил бы современных пассажиров, так как для старта аппарата использовалась специальная катапульта и рельсы, но тем не менее это был первый самолет в мире, который был способен летать.
5
В 1908 году братья Райт усовершенствовали конструкцию своего аппарата настолько, что смогли совершить полет с пассажиром на борту. В том же году появилась первая женщина-пассажир, а также первая жертва авиакатастрофы. 7 сентября самолет, которым управлял Орвилл Райт, разбился во время испытаний. Его пассажир Томас Селфридж погиб.
6
Что касается Российской Империи, то развитие авиации в ней пошло по пути аппаратов легче воздуха – дирижаблей. И только в 1910 году первый русский самолет-биплан, сконструированный князем Кудашевым, смог пролететь несколько десятков метров.