Упражнение 1. Подготовительное. Для начала надо развить подвижность языка. Для этого пусть ребенок сначала поднимает кончик языка на верхние зубы, потом опускает на нижние. И так 10 раз медленно, 10 раз чуть быстрее и 10 раз в быстром темпе. После этого пусть ребенок пересчитает язычком сначала верхние зубки, потом нижние.
Упражнение 2. Лошадка. Научите ребенка изображать стук копыт, цокая язычком. Можно поиграть с ребенком в игру. Рассказывать историю, и когда вы говорите слово «лошадь» - он должен цокать язычком. Пример истории: «Подарили маленькому мальчику лошадку. Лошадка была очень красивая. У лошадки была длинная грива. Мальчик подходил к лошадке и гладил лошадку по гриве....»
Упражнение 3: Обезьянка. Попросите малыша потянуться языком в подбородку, к носу, к правой щеке, к левой щеке. Предложите ребенку игры — вы называете часть тела, а он до нее должен дотянуться язычком.
Упражнение 4. Мыльные пузыри. Для развития дыхательных систем пусть ребенок надувает воздушные шарики разного размера. Через день чередуйте надувание воздушных шариков с надуванием мыльных пузырей.
Упражнение 5. Пулемет. Научите ребенка изображать пулемет. Для этого надо произносить вместе звуки «д» и «т». Сначала медленно, потом быстрее.
Упражнение 6. На постановку звука. Пусть ребенок прикоснется кончиком языка к твердой части нёба, вдыхает воздух через нос и сильно выдыхает через рот. Следите, чтобы он не открывал язык от нёба.
Упражнение 7. Барабан. Пусть ребенок поднимет язык за верхние зубы и постучит по деснам, произнося «д-д-д-д-д-д-д-д». Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
Упражнение 8. Сложное, но действенное. Следите, чтобы ребенок не уставал. Ребенку нужно открыть рот, поднять язык к нёбу и до предела растянуть уздечку. Большим и указательным пальцами пусть ребенок крепко прижмет к небу боковые края языка. Средняя часть языка и уздечка должны оказаться свободными. Теперь ребенок должен с силой выдувать воздух с включением голоса. Получится звук «тж». Пусть ребенок повторяет упражнение, постепенно увеличивая напор воздуха. Звук «тж» постепенно перейдет в «тр».
Упражнение 8. Учим стихотворения. Если ребенок уже умеет читать, пусть просто читает разные стихотворения, где часто встречается звук «Р». если же он читать еще не умеет — заучите с ним несложные стихотворения. Например:
«Троллейбус
Затормозил
У тротуара
Синий троллейбус,
Круглые фары.
Вошли пешеходы,
Лишь двери открылись,
И в пассажиров
Все превратились.»
Упражнение 6 «скороговорки». Вспоминаем и заучиваем всеми любимые скороговорки. Пусть малыш сначала их проговаривает медленно, впоследствии увеличивая ритм.
Напомню несколько скороговорок: «Мандаринки у Иринки, у Иринки мандаринки»; «Карл у Клары украл кораллы,а Клара у Карла украла кларнет"; "Ехал Грека через реку, видит Грека в речке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку — цап».
Пусть занятия с вашим малышом приносят ему удовольствия, и тогда буква «р» обязательно получится!
Упражнение 2. Лошадка. Научите ребенка изображать стук копыт, цокая язычком. Можно поиграть с ребенком в игру. Рассказывать историю, и когда вы говорите слово «лошадь» - он должен цокать язычком. Пример истории: «Подарили маленькому мальчику лошадку. Лошадка была очень красивая. У лошадки была длинная грива. Мальчик подходил к лошадке и гладил лошадку по гриве....»
Упражнение 3: Обезьянка. Попросите малыша потянуться языком в подбородку, к носу, к правой щеке, к левой щеке. Предложите ребенку игры — вы называете часть тела, а он до нее должен дотянуться язычком.
Упражнение 4. Мыльные пузыри. Для развития дыхательных систем пусть ребенок надувает воздушные шарики разного размера. Через день чередуйте надувание воздушных шариков с надуванием мыльных пузырей.
Упражнение 5. Пулемет. Научите ребенка изображать пулемет. Для этого надо произносить вместе звуки «д» и «т». Сначала медленно, потом быстрее.
Упражнение 6. На постановку звука. Пусть ребенок прикоснется кончиком языка к твердой части нёба, вдыхает воздух через нос и сильно выдыхает через рот. Следите, чтобы он не открывал язык от нёба.
Упражнение 7. Барабан. Пусть ребенок поднимет язык за верхние зубы и постучит по деснам, произнося «д-д-д-д-д-д-д-д». Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
Упражнение 8. Сложное, но действенное. Следите, чтобы ребенок не уставал. Ребенку нужно открыть рот, поднять язык к нёбу и до предела растянуть уздечку. Большим и указательным пальцами пусть ребенок крепко прижмет к небу боковые края языка. Средняя часть языка и уздечка должны оказаться свободными. Теперь ребенок должен с силой выдувать воздух с включением голоса. Получится звук «тж». Пусть ребенок повторяет упражнение, постепенно увеличивая напор воздуха. Звук «тж» постепенно перейдет в «тр».
Упражнение 8. Учим стихотворения. Если ребенок уже умеет читать, пусть просто читает разные стихотворения, где часто встречается звук «Р». если же он читать еще не умеет — заучите с ним несложные стихотворения. Например:
«Троллейбус
Затормозил
У тротуара
Синий троллейбус,
Круглые фары.
Вошли пешеходы,
Лишь двери открылись,
И в пассажиров
Все превратились.»
Упражнение 6 «скороговорки». Вспоминаем и заучиваем всеми любимые скороговорки. Пусть малыш сначала их проговаривает медленно, впоследствии увеличивая ритм.
Напомню несколько скороговорок: «Мандаринки у Иринки, у Иринки мандаринки»; «Карл у Клары украл кораллы,а Клара у Карла украла кларнет"; "Ехал Грека через реку, видит Грека в речке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку — цап».
Пусть занятия с вашим малышом приносят ему удовольствия, и тогда буква «р» обязательно получится!