Инструкция
1
Как всегда в блюзовой традиции, все начинается с пентатоники. Для песен в ля-миноре этот ряд таков: Ля, До, Ре, Ми, Соль. Эти ноты можно играть в любой последовательности, в любых сочетаниях - все это будет звучать гармонично. Разумеется, зная пентатонику для одной тональности, можно построить этот ряд для любой другой.
2
Чтобы расширить пентатонику до блюзового ряда, нужно добавить всего две ноты: Ре диез и Соль диез. Правда, эти две ноты стоит использовать несколько осторожнее. Они больше подходят на роль проходящих при движении вверх, нежели для завершающих нот, попадающих на сильную долю.
3
В гамме Ля-минор остается еще две ноты - Си и Фа - которые также можно использовать для импровизации. Таким образом, очерчено поле возможных свободных вариаций на гитаре. Запомнив их, можно играть без нот и не ошибаться, извлекая всегда гармоничные звуки.
4
Изучение игры на гитаре начинается с разучивания фрагментов произведений, но останавливаться на нем не должно. Очень скоро вы заметите, что многие авторы используют уже знакомый вам набор нот, добиваясь различного звучания. Постарайтесь не только копировать исполнение звезд, но и анализировать, изучать его.
5
В овладении искусством импровизации помогут и такие технические упражнения, как игра по ступеням аккорда (под аккомпанемент играются ноты, являющиеся ступенями текущего аккорда в соответствии с различными ритмическими рисунками).
6
Импровизация далеко не всегда имеет отношение к джазовой или блюзовой музыке. Не меньший интерес представляет свободное фантазирование на тему классических произведений. Начать импровизировать на гитаре в классической манере несложно: возьмите любой фрагмент, который вам нравится, и хорошенько его разучите. Когда будете способны играть по памяти, начните делать небольшие отступления, дополняя мелодию собственными вариациями.