Вам понадобится
- Зеркало для ребенка.
- Ложечка.
Инструкция
1
Начинайте с короткой дыхательной гимнастики. Дыхательные упражнения учат продолжительности, силе и правильному распределению выдоха. Правильное дыхание дает запас воздуха в легких для произнесения отрезков речи различной длины. Главные правила – занимайтесь в проветренном помещении, и в перерывах между едой, а также одевайте ребенка в свободную одежду и следите, чтобы он во время занятий не напрягал плечи и руки. Наберите таз с водой и устройте соревнования – выдыхаемым воздухом гоняйте легкие предметы: кораблики, бочонки из-под киндер-сюрпризов, мячики пинг-понга. Практически то же делается в упражнении «Футбол»: мячики пинг-понга задувайте в сконструированные ворота. Задувайте настоящие или воображаемые свечи. Пускайте мыльные пузыри. Поиграйте в «Буль-бульки»: налейте в два стакана воды, один – почти полный, второй – менее чем на половину. Возьмите коктейльные соломинки и предложите ребенку дуть в воду через соломинку так, чтобы вода не расплескалась. Значит, в один стакан нужно будет дуть слабо, а во второй можно дуть и сильно.
2
В качестве разминки выполняйте чередование нескольких статических и динамических упражнений для языка. Статические – это упражнения, в которых положение языка фиксируется на 10 секунд. Например, «Птенчики»: рот широко открыть, язык спокойно лежит в ротовой полости. В упражнении «Лопаточка» рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Также предложите ребенку вытянуть язычок жалом (язык узкий, напряженный), сделать чашечку языком (передний и боковой края языка подняты, но не касаются зубов), свернуть язычок трубочкой (боковые края загнуты вверх). Динамические упражнения выполняются в движении: предлагайте делать маятник язычком от уголка к уголку растянутых губ, медленно цокать подобно лошадке, изображать змейку, вытягивающую напряженный язык-жало и быстро убирающую вглубь рта, облизывать широким языком губы верхнюю и нижнюю по кругу, будто они намазаны вареньем.
3
Используйте комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука «р». Он нацелен на отработку специфических движений языка – подъема спинки вверх, подвижности кончика языка, а также умения формировать непрерывный воздушный поток по середине языка. При этом следите, чтобы нижняя челюсть и губы были не подвижны. Перечень упражнений:
• «Чистим зубы» (широко открыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону).
• «Маляр» (улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад)
• «Кто дальше загонит мяч» (улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук "ф", сдуть ватку на противоположный край стола)
• «Индюк» (приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и широким краем языка поглаживать ее, не отрывая. Темп – от медленного к быстрому, и добавить голос, пока не послышится «бл-бл», как у индюка).
• «Барабанщики» (улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, на выдохе многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук "д", темп варьировать).
• «Чистим зубы» (широко открыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону).
• «Маляр» (улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад)
• «Кто дальше загонит мяч» (улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук "ф", сдуть ватку на противоположный край стола)
• «Индюк» (приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и широким краем языка поглаживать ее, не отрывая. Темп – от медленного к быстрому, и добавить голос, пока не послышится «бл-бл», как у индюка).
• «Барабанщики» (улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, на выдохе многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук "д", темп варьировать).
Видео по теме
Полезный совет
Для закрепления навыков проводите занятия 3-4 раза в день, примерно по 3-5 минут, ежедневно. В одном занятии используйте не более 2-3 упражнений, делая повторы по 5-7 раз.
Если у ребенка не получается повторять по образцу, помогайте ему механически, с помощью черенка ложечки.
Если у ребенка не получается повторять по образцу, помогайте ему механически, с помощью черенка ложечки.
Источники:
- Проведение артикуляционной гимнастики в 2018