Инструкция
1
Если не вдаваться в технические подробности, устройство выглядит следующим образом: наиболее распространенный трехфазный генератор переменного тока состоит из статора (корпус с неподвижной обмоткой внутри) и вращающегося внутри ротора. От аккумулятора ток поступает на обмотку ротора генератора и создает магнитное поле. Для подачи тока на ротор предназначен коллектор со щетками. Учитывая, что во всей электрической системе автомобиля используется постоянный ток, генератор имеет встроенный в корпус выпрямитель.
2
Во время ТО генератора проверяйте напряжение на клеммах генератора и состояние приводного ремня. Для защиты от перегрузок в электросистеме автомобиля предусмотрен транзисторный реле-регулятор, часто установленный на корпусе генератора. Часто применяется навесной генератор, установленный снаружи силового агрегата и приводимый ремнем. Это наиболее удобный в обслуживании и ремонте вид генератора.
3
Работу генератора проверяйте по контрольной лампе заряда АКБ (на панели приборов). При исправном генераторе и электрической системе авто эта лампа должна включаться вместе с другими индикаторами при включении зажигания, и гаснуть сразу же после запуска двигателя. Любое иное поведение этого индикатора сигнализирует о наличии неисправностей. Среди этих неисправностей могут быть: разряженный аккумулятор, разрыв электроцепи, контакт на массу, сгорание предохранителя или самой лампы, поломка генератора. В генераторе могут быть: плохой контакт коллекторных щеток или поломки реле-регулятора.
4
Если контрольный индикатор заряда АКБ включается и не гаснет, кроме перечисленных неисправностей могут быть еще: ослабление или обрыв приводного ремня генератора или поломка блока выпрямителя. Последнее может сопровождаться поломкой реле-регулятора. Для более тщательной проверки работы генератора обращайтесь на техническую станцию, имеющую специальный стенд для проверки генератора.
5
Если автомобиль имеет значительный пробег, возможен износ подшипников ротора. Это приводит к плохому контакту щеток. Контрольная лампа будет включаться и постоянно работать со слабым миганием.
6
Мигание индикатора зарядки АКБ может означать различные неисправности. С мелкими неисправностями можно ездить длительное время без значительных последствий. Неисправность, например, реле-регулятора может привести к короткому замыканию в генераторе и последующей его замене. Определить причину неисправности в дорожных условиях достаточно сложно. В большинстве случаев это можно сделать по потери емкости аккумулятора. На старых автомобилях больше возможностей для выявления неисправности предоставляли установленные вольтметры. Для современных автомобилей выход один – обращайтесь на СТО пока окончательно не сел аккумулятор.
7
Проверить всю электроцепь современного автомобиля можно только на СТО. Самостоятельно ремонтировать генератор сложно. Можете подтянуть гайки, подтянуть или заменить приводной ремень, просушить контакты. Не меняйте самостоятельно генератор – причина может быть не в нем. Исключение: изношенный генератор (определяется по характерному шуму).
8
При возникшей необходимости починить генератор в дорожных условиях отключите его, демонтируйте и разберите. Перетершийся провод катушки соедините зачищенными концами и заизолируйте. Впоследствии катушку обязательно замените. При попадании внутрь генератора грязи или масла, выньте щетки и промойте их в бензине. Затем просушите. Коллектор обработайте мелкой наждачной бумагой, затем тщательно протрите.