Инструкция
1
На большинстве клавишных играют сидя. Так, при исполнении на органе, клавесине и рояле важно, чтобы стул располагался на определенном расстоянии от инструмента, имел определенную высоту. Параметры зависят от роста исполнителя, но главный принцип – достаточная приближенность к инструменту, но и достаточное расстояние для маневра руки. Корпус должен быть прямым, руки согнуты в локтях и находятся строго выше клавиатуры (только пальцы е касаются подушечками).
Синтезатор и электроорган допускают исполнение в позиции стоя, но принцип удобства сохраняется. Подставка инструмента должна быть отрегулирована таким образом, чтобы кисти не пережимались и всегда находились выше клавиатуры.
Синтезатор и электроорган допускают исполнение в позиции стоя, но принцип удобства сохраняется. Подставка инструмента должна быть отрегулирована таким образом, чтобы кисти не пережимались и всегда находились выше клавиатуры.
2
Играют на клавишных двумя руками, причем правая, как правило, исполняет мелодию и часть подголосков, а левая – бас и аккорд. Соответственно, слева находятся более низкие звуки, а справа более высокие.
Электронные инструменты и здесь могут стать исключением. В режиме «Сплит» (от английского «раздвоение») клавиатура делится на две части, высота каждой из которых может изменяться отдельно. Так, в правой руке могут оказаться ноты контрактавы, а в левой – ноты второй и третьей октав. Однако такие ухищрения редко применяются. Изредка клавишники настраивают диапазон обеих частей на одинаковую высоту (но на разные тембры-семплы).
Электронные инструменты и здесь могут стать исключением. В режиме «Сплит» (от английского «раздвоение») клавиатура делится на две части, высота каждой из которых может изменяться отдельно. Так, в правой руке могут оказаться ноты контрактавы, а в левой – ноты второй и третьей октав. Однако такие ухищрения редко применяются. Изредка клавишники настраивают диапазон обеих частей на одинаковую высоту (но на разные тембры-семплы).
3
Ноты для клавишных пишутся на двух нотоносцах, на однов из которых в басовом ключе пишется партия левой руки, а на другом в скрипичном партия правой. Пара нотоносцев, таким образом, составляет одну строку.
В синтезаторе партия левой руки обычно не развита, поэтому каждый нотоносец соответствует не руке, а семплу. Однако для удобства исполнитель может обозначать перемены тембра другими средствами, а партию записывать в классическом виде.
В синтезаторе партия левой руки обычно не развита, поэтому каждый нотоносец соответствует не руке, а семплу. Однако для удобства исполнитель может обозначать перемены тембра другими средствами, а партию записывать в классическом виде.
4
Ноты, написанные на одной строке одна под другой, исполняются одновременно. Последовательное написание (горизонтальное) говорит о таком же исполнении: одна нота за другой.
Длительности нот и пауз, размеры и тональности обозначаются в соответствии с правилами элементарной теории музыки. Клавишные инструменты не являются транспонирующими. Иначе говоря, партии пишутся в соответствии со звучанием: написана «до» первой октавы – играется «до» первой октавы (этим инструмент отличается от гитары, в которой ноты пишутся на октаву выше, чем звучат).
Длительности нот и пауз, размеры и тональности обозначаются в соответствии с правилами элементарной теории музыки. Клавишные инструменты не являются транспонирующими. Иначе говоря, партии пишутся в соответствии со звучанием: написана «до» первой октавы – играется «до» первой октавы (этим инструмент отличается от гитары, в которой ноты пишутся на октаву выше, чем звучат).
5
При разучивании произведений музыкант сначала выучивает партию одной руки, потом партию другой. Только после этого начинается соединение рук, причем гораздо эффективнее выучивать ноты по фразам, а не проигрывать от начала до конца.
Видео по теме