Инструкция
1
Составьте список вопросов, на которые необходимо получить ответ в ходе маркетингового исследования. Иногда предприниматели сами не знают, что им надо от рынка. Сформулированные в письменном виде вопросы помогут четче понять цели исследования.
2
Выделите из списка самый главный вопрос. Именно ему будет посвящена анкета. Если на другие вопросы также крайне необходимо получить ответ, составьте для них другие анкеты. В противном случае, вы рискуете запутаться сами и запутать людей, которые будут отвечать на вопросы анкеты. Придерживайтесь правила "Одно маркетинговое исследование = поиск ответа на один вопрос".
3
Напишите разные формулировки главного вопроса. Вы знаете, что есть аудиалы, визуалы и кинестетики. Это люди, которые воспринимают и трактуют одну и ту же информацию не одинаково. То есть они не одинаково поймут заданный вопрос. Если необходимо, найдите подробные сведения об этих типах людей. Сформулируйте один и тот же вопрос по-разному, чтобы "подогнать" его под восприятие любого человека, который будет отвечать на вопросы анкеты. Обратите внимание - сейчас речь идет только об одном вопросе анкеты, который вы нашли на 2-м шаге.
4
"Разбавьте" полученные формулировки вопросами о других событиях или вещах. Люди обычно боятся дать "неправильный" ответ на вопрос. Они могут лгать, отвечая на вопросы анкеты, чтобы показаться умными. Поэтому вы должны позаботиться о том, чтобы они не догадались, что вы хотите узнать. Для этого разные формулировки вашего главного вопроса надо поместить в разных частях анкеты, между другими вопросами, которые не относятся к делу и совершенно вас не интересуют. Эта маленькая хитрость позволит вам получить от исследуемого рынка правдивую картину.
5
Протестируйте полученную анкету. Выберите 100 человек, пусть они ответят на вопросы анкеты. Проанализируйте их ответы. Цель анализа - выяснить, какие формулировки вопросов людям не понятны.
6
Внесите в текст необходимые корректировки. Сформулируйте неясные вопросы иначе.
Обратите внимание
Не все читатели анкеты поймут, чего вы хотите от них добиться. Иногда требуются пояснения к трудным вопросам. Если уместно, приведите примеры ответов. Но сделайте так, чтобы не натолкнуть человека на "правильные" или нужные вам ответы. Иначе результаты исследования исказятся.
Полезный совет
Если анкета для маркетингового исследования будет раздаваться людям в печатном виде, увеличьте шрифт текста. Позаботьтесь о том, чтобы людям с плохим зрением не пришлось всматриваться в мелкий текст.