Конечно, все мы по-своему любим своих детей. Но как мы их любим? Как объект своего любования, как продукт своего труда или как надежду на продолжение рода? Как опору в старости, в конце концов?
Многие скажут, что не стоит обвинять их в эгоизме и навешивать ярлыки. Таким людям я предложу пройтись после рабочего дня по городской улице, особенно в районе детского сада. Нервные родители так кричат на детей, что подобного натиска иной взрослый не выдержит. А ребенок ничего - через 5 минут все забывает, и любит маму как прежде. Однако в подсознании записывается каждая эмоция, и если они проявляются постоянно, то негативное отношение к жизни формируется с рождения.
С первых дней жизни ребенок напрямую связан с матерью, именно через нее он воспринимает этот огромный мир. У него уже есть свои потребности, самая главная из которых - установить контакт с миром, который для него пока заключен в маме. А она думает, что ребенок плачет, когда голодный или когда у него болит животик. Оказывается, малыш в это время учится различать голоса, откликаться на интонации речи и настроение людей, выражать собственные эмоции. Это своеобразный жизненный университет для него.
Почему в первый год жизни ребенка успокоить его может в основном мама? Потому что для него важна ее постоянная близость как гарантия полной защиты. Энергию папы, бабушек и дедушек он научится воспринимать гораздо позднее, когда будет готов. Поэтому не стоит упрекать отца в том, что ребенок не хочет сидеть у него на руках, и что мужчина не может найти с ним общий язык. В это время муж может оказать моральную поддержку жене, тогда эту энергию получит и малыш. Если же отношения мамы и папы оставляют желать лучшего - ребенок мгновенно почувствует это и отреагирует болью в животе или беспокойным сном.
В первый год жизни для ребенка очень важны эмоции родителей, особенно мамы. Все, что есть негативного в ее отношениях с близкими, он относит к себе, потому что пока не может адресовать ответственность другим: малыш чувствует, что во всех этих бедах виноват только он. И в дальнейшем может начать испытывать чувство вины за все, что бы ни делал, а себя станет считать жертвой этого недоброжелательного мира. Первый год жизни - это первый год его образования, когда образы, создаваемые для него мамой в отношениях с другими людьми, становятся его личными образами. Здесь и сейчас у малыша складывается отношение к жизни.
Любой маме очень полезно уметь посмотреть со стороны на свое взаимодействие с ребенком и понять, какое эмоциональное образование она ему дает. Ребенок - как радиоприемник, улавливающий малейшие изменения маминого настроения. Какие волны вы ему посылаете? Грустные, озабоченные, раздраженные или уверенные, спокойные, умиротворенные, счастливые? Конечно, все время пребывать в благостном расположении духа невозможно, однако понять свой постоянный эмоциональный фон вполне возможно. Психологи взаимоотношения мам и детей делят на несколько групп. Попробуйте в одном из типов найти себя и понять свои ошибки.
Тип1. В этом случае мама не понимает, что сейчас нужно ее ребенку, почему он плачет - она не созвучна ему. Мама лихорадочно меняет пеленки, кормит или дает соску, а если эти механические действия не помогают, начинает раздражаться. Она может накричать на него и пытается укачать, чтобы быстрее уложить его спать, не понимая, что ребенок хочет внимания и общения. В глубине души она знает это, но не хочет так много времени отдавать ребенку, ссылаясь на занятость и усталость. Такие мамы отвлекают детей яркими картинками в телевизоре, соской и погремушками - пусть он позанимается сам с собой. Эти мамы не понимают, что внутри ребенок все равно плачет, и эта эмоция останется с ним на всю жизнь.
А если мама постарается как можно больше позитивного вложить в малыша в первый год жизни, тогда он будет доверять миру и вырастет счастливым человеком. Если же этого не случится, главным фоном его жизни станет страх и недоверие к миру. Поэтому стоит в первый год по максимуму уделить внимание малышу, чтобы выстроить прочный фундамент его жизни.
Тип 2. Мамы такого типа частично созвучны малышу - это самый распространенный тип. Им нравится, когда ребенок веселый и спокойный, но как только он начинает капризничать, это вызывает реакцию недовольства, они начинают ругать малыша. В этом случае ребенок начинает понимать, что что-то с ним не так. Следя за реакцией родителей на свое поведение, он начинает подстраиваться под них, чтобы нравиться. Из такого ребенка обычно вырастает приспособленец, зависящий от настроения других людей. Этот человек будет убегать от ответственности, будет считать себя жертвой обстоятельств или наоборот манипулировать людьми, в том числе и родителями.
Тип 3. Мам этого типа можно назвать "преувеличенно озабоченными". Они неадекватно реагируют на запросы малыша - бурно и громогласно, так что он даже пугается. Он боится тех эмоций, которые проявляет мама по отношению к нему и обвиняет себя в том, что он ведет себя неправильно - не так, как мама. Он вырастет неуверенным и будет постоянно озираться на окружающих, как будто сверяя свою реакцию с их поведением, у него не будет своего мнения и самостоятельности в принятии решений.
Как видим, любое преувеличение или невнимательность по отношению к ребенку в первый год его жизни приводит к нарушению его психики и адекватности осознания самого себя в этом мире. Видимо, в этот период стоит приложить максимум усилий для общения с малышом, чтобы выстроить тем самым основу для формирования сильной личности.