Инструкция
1
Прежде всего помните, что никто не приходит в восторг от критики. Услышав упреки в плохих манерах, привычках, в неподобающем поведении и т.п., человек инстинктивно начнет защищаться, оправдываясь и выдвигая встречные обвинения. Поэтому действуйте лучше не прямо, а обходными путями.
2
Учтите, что самая справедливая критика, если она высказана в резкой, нетактичной форме на грани грубости, не только не достигнет цели, но и может привести к прямо противоположному результату. Поэтому даже в том случае, если у вас есть все основания для недовольства, постарайтесь держать себя в руках. Говорите спокойным, вежливым голосом, воздерживайтесь от обвинений и перехода на личности.
3
Начните с перечисления достоинств и достижений человека, поведение которого вы хотите изменить. Похвалите его – наверняка же найдется за что! А уж потом переведите разговор в нужное русло. Причем старайтесь вести его в таком духе: «Все это очень хорошо, но, если бы ты сделал то-то и то-то, или ответил бы так-то и так-то, было бы еще лучше!» Человек в этом случае увидит в вас не критика, не противника, а доброжелателя, который искренне заботится о нем, о его интересах. И, соответственно, отнесется к вашим словам с вниманием, а не пропустит их мимо ушей.
4
Во время разговора всячески избегайте категоричных высказываний типа: «Ты должен», «Я уверен», «Поверь, я лучше знаю!» и т.п. Вместо этого говорите: «Мне кажется», «Если я не ошибаюсь», «А как ты думаешь?»
5
Если вы разговариваете с человеком, который гораздо старше вас, старайтесь вести себя особенно уважительно, всячески подчеркивайте, что вы высоко цените его заслуги, жизненный опыт. Если же разговор ведется с подростком, ни в коем случае не проявляйте пренебрежения, снисходительности: дескать, мал еще, молоко на губах не обсохло. Не забывайте, что в подростковом возрасте из-за резкого изменения гормонального фона многие юноши и девушки становятся болезненно самолюбивыми, обидчивыми.
6
Старайтесь навести человека на мысль, что ему надо измениться. Как этого достичь, зависит от многих факторов. В любом случае помните слова Д.Карнеги: «Лучший способ заставить человека что-то сделать – заставить его захотеть это сделать!»