Вам понадобится
- - латунная трубка;
- - жестяной лист;
- - стальная спица;
- - деревянная подставка;
- - измерительная металлическая линейка;
- - ножовка по металлу;
- - ножницы для резки металла;
- - напильник или надфиль;
- - крепежные элементы;
- - токарный станок;
- - паяльная станция;
- - флюс для пайки;
- - припой.
Инструкция
1
Из листовой жести сделайте топку и два цилиндра, которые будут составлять основу двигателя Стирлинга. Размеры заготовок определите, исходя из целей, ради которых вы монтируете установку. Для использования двигателя в качестве демонстрационной модели возьмите ширину развертки основного цилиндра, равную 200-250 мм. Остальные размеры подгоните под получившийся диаметр.
2
В верхней части цилиндра, по которому будет передвигаться поршень, предусмотрите два выступа с отверстиями, имеющими диаметр 4-5 мм. Эти «ушки» будут выполнять функцию подшипников, на которых разместится кривошипный механизм.
3
Изготовьте камеру для рабочего тела двигателя, роль которого станет выполнять обыкновенная вода. К свернутому в трубку цилиндру припаяйте два жестяных кружка соответствующего диаметра. В каждом кружке проделайте отверстия, в которые вставьте латунные трубки длиной 25-35 мм и диаметром 4-5 мм. После сборки водяной камеры проверьте ее на герметичность; вода не должна проникать через соединительные швы.
4
Для изготовления вытеснителя возьмите деревянную заготовку, предварительно придав ей цилиндрическую форму на токарном станке. Добейтесь, чтобы диаметр вытеснителя был немного меньше диаметра рабочего цилиндра. Высота этой детали подбирается опытным путем после сборки модели, поэтому сделайте вытеснитель с некоторым запасом по длине.
5
Из тонкой стальной спицы изготовьте шток цилиндра. В центре деревянного цилиндра выполните отверстие по размеру штока и вставьте в него шток с усилием. В верхней части штока предусмотрите отверстие, в которое будет вставлен шатунный механизм.
6
Возьмите обрезок медной трубки диаметром 20-25 мм и длиной 45 мм. Снизу припаяйте к цилиндру жестяной кружок нужного диаметра. В боковых стенках цилиндра просверлите отверстие, через которое эта емкость будет сообщаться с большим цилиндром.
7
Поршень двигателя выточите на станке, подогнав его размер под внутренний диаметр большого цилиндра. К верхней поверхности поршня шарнирным способом присоедините шток.
8
Произведите окончательную сборку и наладку модели двигателя. Поршень вставьте в большой цилиндр. Соедините при помощи латунной трубки между собой оба цилиндра (большой и малый).
9
В верхней части большого цилиндра смонтируйте кривошипно-шатунный механизм. Тщательно пропаяйте дно цилиндра и поместите эту часть двигателя на топку, прикрепив пайкой. Все основные части двигателя надежно закрепите на деревянной дощечке.
10
Заполните цилиндр водой. Под дно его через отверстие в топке поместите обычную свечу или спиртовку. Запустите двигатель и проверьте его в работе. При необходимости произведите дополнительную регулировку и подгонку составных частей установки.
Источники:
- Журнал «Юный техник», «Модель двигателя Стирлинга», В. Горстков, сентябрь 1984.
- «Двигатели Стирлинга», Г. Уокер, 1985.