Инструкция
1
Выберите сказку, по которой будет поставлен спектакль. Ориентируйтесь на аудиторию, для которой вы его делаете. Сказка не должна быть слишком глубокомысленной и философской, если спектакль будут смотреть малыши-дошкольники, а «Колобок» не подойдет для пятиклассников. Также учитывайте количество актеров и материальные затраты на костюмы и реквизит.
2
Определите тип повествования, который будет представлен на сцене. Все авторские слова может произносить отдельный герой – повествователь (для него можно придумать роль сказочника или другого персонажа). Либо можно обойтись без авторского текста, если суть происходящего останется понятной. Кроме того, можно трансформировать слова рассказчика в действия основных героев или вплести в их монологи. Главное требование при такой переписке сказки – органичность происходящего на сцене.
3
Выпишите из произведения оставшиеся диалоги и монологи героев. Каждый из них нужно проработать отдельно. Уберите лишние фразы, которые не влияют на общее действие и не раскрывают характер героя. Это необходимо в том случае, если сценарий в несокращенном виде рискует превратиться в слишком долгий спектакль.
4
Адаптируйте текст для вашей аудитории и актеров. Если в зале будут маленькие дети, а на сцене – непрофессиональные актеры, слишком длинные предложения можно разбить на короткие фразы. А непонятные для детей слова заменить синонимами.
5
Добавьте в сценарий описание мизансцен. Распишите движения актеров, расстановку их на сцене в каждом фрагменте спектакля. При этом нужно учитывать как законы композиции, так и внутреннюю «психологию» спектакля. Расположение действующих лиц на сцене должно подчеркивать действие, продолжать его в движениях или контрастно оттенять.
6
Добавьте в сценарий ремарки. Это пометки для актеров и режиссера-постановщика. В нескольких предложениях сценарных ремарок описывается, что, в каких условиях, как происходит.