Demetrio13 Эксперт
44934
651 подписчик
+ Богослов   + Спортивный обозреватель
Вопрос на форуме эксперта
YakovReimer спросил 31 октября 2014 г.
Что такое Пиетизм? И как он развивался в церкви?
Что такое Пиетизм?
И как он развивался в церкви?
Его истоки (Ригоризм и т.д.)
Его плюсы и минусы.
Представители этого направления в каждой Церкви, будь то РПЦ, РКЦ, Англикане, Лютеране, Присвитериане, Реформаты и т.д.
Ответ эксперта
Demetrio13 ответил 31 октября 2014 г.
Пиетизм - движение, зародившееся в лютеранстве и там получившее свое "нравственное" оформление. Это некий противовес догматическим позициям лютеранского вероучения, заключающийся в стремлении к личному единству с Богом, благочестию вне непонятных догматических определений. Проще говоря, это своеобразная "вера в душе", избежание канонов и уставных предписаний. Развитие пиетизма в XVII веке в протестантских различных конфессиях, будь то реформаторство или англиканство, связано с тем, что последние предавали исключительное значение Священному Писанию. Стоит признать, что теологическое образование многих протестантов имеет высокий уровень (если мы не говорим о трактовках священных текстов с точки зрения православной догматики). Уже в следующем веке пиетизм проникает в Россию, что способствовало в будущем появлению баптистов или, например, пятидесятников.
В принципе, основные положения сторонников пиетистов сводились к нравственным ценностям удаления от мирских развлечений, стремлению к святости и мистическому единству с Богом. Думаю, это в каком то смысле похоже на исихастское православное движение (однако в последнем не усматривается принебрежительное отношение к православным догмам, и не настолько отвергается обрядовая сторона).
Что касается конкретных представителей этого движения в РПЦ или католичестве, я по-фамильно затрудняюсь ответить. Тут стоит точнее узнать, что именно Вы влагаете в понятие "пиетизма" на современном этапе. Если вы приведете мне примеры приверженцев этого изначально протестантского движения, буду весьма признателен.
Оцените качество ответа:
Комментарии 4
написал
Филипп Якоб Шпенер, лютеранский богослов, основатель пиетизма, его труд Pia Desideria, или более полно: Pia Desideria: oder hertzliches Verlangen nach gottgefälliger Besserung der wahren Ev. Kirche, sampt einigen dahin einfältig abzweckenden christlichen Vorschlägen, 1675), опубликованном во Франкфурте.

В православной среде, многих священников, кто проповедует, относят к протестански настроенным, как новаторам именно в плохом смысле слова.

Александр Мень, например, но не факт!
написал
Со Шпенером, точнее его трудами, я знаком. Я допускаю возможность существования таковых священников православной среде, но опять-же по-фамильно из известных сложно кого-то выделить отдельно. Вопрос об отношении к таковым уже иного характера, я думаю. С Менем, действительно, не все так однозначно...
На самом деле, я в современное время не встречал каких-то четких публикаций о личностях, придерживающихся этого движения в той средневековой форме.
А вы сами как к пиетизму относитесь?
написал
Ну скажем так, из-за сепаратистских наклонностей, церковь внутри церкви, это крайне отрицательное явление, но были и плюсы, глубокое изучение Св. Писания, Упор на «священство всех»; Внутренняя концентрация на своих отношениях с богом; Огромное значение добрых дел;
Активная миссионерская деятельность.
Отрицательные же: Момент обращения – есть шаг самого грешника; Превозношение внутренних чувств и переживаний; Пренебрежение таинствами и пасторами; Сепаратизм, элитарность; Синергизм; Перфекционизм.
написал
Ваша позиция ясна.
Добавить комментарий к ответу
Осталось символов: 500