Бенжамин Харди объясняет, что большинство людей обречены на неуспех или успех частичный, который не отвечает амбициям и притязаниям. Причина в том, что вышеупомянутое большинство мыслит в духе установок из психологии прошлого или позапрошлого века, когда ведущая роль отводилась личным качествам, личному упорству, работе над собой, характеру, своему настрою, своему видению... Этот индивидуализм, присущий западной психологической мысли, порождает тьму рекомендаций и книг с названиями типа «Как укрепить силу воли», конкретный результат у читающих которые приблизительно никакой.
Автор предлагает задействовать ту среду, в которой люди находятся, делегировать ей обязательства по принуждению к работе, чтобы людям не приходилось даже задумываться об этом (он использует фрейдовский термин «бессознательность»). Он говорит о формировании стимулирующей среды, в которой у человека нет выбора «могу копать, могу не копать», потому что такая среда не подразумевает бездействия или медленного прогресса.
Речь о том, что человек больше не полагается на личные качества, а помещает себя в такие условия, где он имеет права или вовсе лишен возможности провялять слабость, лень, расфокусированность, не может отвлекаться на смешные картинки, прокрастинировать.
Такая среда создается вынуждающими функциями, в их число, помимо прочих, входят:
- высокие вложения;
- социальное давление;
- новизна.
Высокие вложения - это когда человек, например, заранее заплатил за некую услугу, и теперь он не может пропустить, скажем, вебинар. Он уже не забудет, он сделает заметку в календаре, заведет будильник, установит напоминание. Человек знает, например, что если ему попадется бесплатный материал - он потом лежит месяцами непросмотренным. А если кто-то желает развития, обрести новый навык, решить проблему и вкладывается в это личными деньгами и временем, он считает это ценным и, соответственно, приложит усилия, чтобы получить свое.
Социальное давление широко использовал, например, Маяковский. Когда он опубликвал статью под названием «А что вы пишете?», он упомянул там несколько произведений, которые к тому моменту еще не написал. Читателей у Маяковского было множество, все они получили экземпляр газеты с этой статьей и увидели, что вскоре от поэта следует оиждать таких-то произведений на такую-то тему. Соответственно, эти ожидания не позволяли автору расслабиться, отодвинуть дела на потом, позволить себе отдых и так далее, ему нужно была пахать, чтобы оправдать ожидания и не прослыть пустобрехом.
Другой пример социального давления - когда писатель Юрий Никитин садился на диету, он оповещал всех на своем сайте (у него самый посещаемый русскоязычный сайт, посвященный фантастике), что к такой-то дате будет весить столько-то, публичная встреча назначалась на конкретное число и время, с собой желающие приносили весы. На сайте всегда находились любящие ткнуть Никитина в его промахи, многие такие ждали, что похудеть за такое короткое время не сможет, и такое социальное давление (тем более - со стороны недоброжелателей) стимулировало автора и не давало ему ночью шастать к холодильнику.
Новизна здесь понимается в том смысле, в котором выразился Наполеон Хилл: «Хорошая встряска часто помогает мозгу, который атрофировался под влиянием привычек». К примеру, человек работает и зарабатывает приблизительно столько же, сколько тратит. Хочется большего, но лень. Если такой человек уволится с привычного места работы, ему придется очень быстро искать новую, потому что сбережений у него нет, а счета приходят. Новая работа потребует полного включения в процесс, потому что новая не только работа, но и коллектив, место работы, а это новый маршрут... Таким образом, человек вовлекается и работает (хотя бы какое-то время) лучше привычного.
Мораль книги такова, что короля делает свита, и если вы хотите добиться высоких целей, этого невозможно достичь на топливе из личных качеств, требуется поместить себя в такую среду, где у вас не будет выбора.
Пусть это прозвучит максимально вразрез с убеждением нашего времени, что у человека всегда должен быть выбор.