Аутизм - сегодня не редкость. Обусловлено это прежде всего тем, что методы диагностики совершенствуются, а общество все больше узнает о людях с аутизмом. Тем не менее, на людей с РАС часто смотрят с точки зрения стереотипов. Например, им поголовно приписывают неспособность к общению, трудности с обучением, синдром Саванта и любовь к математике и точными наукам.
Но люди, взрослые и дети, у которых диагностирован РАС, разные. Среди них есть гении и есть те, кто не способен к обучению. Большинство же людей с аутизмом находятся где-то посередине спектра, могут общаться и учиться, ведут активный образ жизни, и с первого взгляда аутизм у них заподозрит разве что опытный медицинский работник.
Тем не менее, люди с аутизмом отличаются от нейротипиков. И это необходимо знать, особенно, если в семье или коллективе много детей, и у кого-то из них имеется соответствующий диагноз. Первое, что стоит усвоить, объясняя кому-то, что такое аутизм - это то, что необходимо быть добрым. Обсуждая РАС, необходимо концентрироваться на позитивных моментах. Гораздо важнее объяснить ребенку, что прекрасно в другом ребенке, что делает его уникальным, в чем он хорош, чем подчеркивать негативные моменты.
Что нужно помнить об аутизме
Конечно, у детей-нейротипиков, сталкивающихся с теми, кто отличается от них и ведет себя по другому, возникает множество вопросов. Они нуждаются в помощи, чтобы выстроить отношения с этими "другими", и им необходимо понять их. Отвечая на вопросы, обязательно помните:
- Аутизм - не отсталость и не инвалидность.
- Если в беседе принимает участие ребенок с аутизмом, не надо игнорировать его и говорить о нем в третьем лице, как будто его рядом нет. Он должен участвовать в обсуждении, к нему надо обращаться, даже если он не говорит и не отвечает.
- Дети имеют право спрашивать и делать это прямо. Это не грубо. Они просто стремятся к ясности, ни в коем случае не хотят задеть вас или того, кем интересуются.
- Отвечайте на вопросы честно, но учитывайте возраст того, кто интересуется.
Самое сложное, должно быть, это объяснить маленькому ребенку, что такое срыв, который случается у детей с РАС. Ведь такое поведение очень пугает. Ребенок с РАС может сорваться из-за малейшего пустяка, кричать, плакать и даже вести себя агрессивно. Нейротипичные дети часто стремятся помочь страждущему, но встречают яростное сопротивление, что повергает их в недоумение и может настроить против ребенка с аутизмом.
Как объяснить ребенку, что такое срыв у детей с аутизмом
Срывы, которые часто случаются в публичных местах, пугают не только детей, но и взрослых. Сколько родителей детей с аутизмом могут поделиться опытом, как во время очередного срыва, они дожидались не поддержки, а нападков от окружающих, которые не прочь сделать замечание маме или папе "невоспитанного и разболтанного" ребенка.
Объясняя, что такое срыв и отчего он происходит, можно прибегнуть к аналогии разных игровых приставок. Вот есть игровая приставка Xbox, Wii и Play Station. Но если попытаться запустить игру, предназначенную для Xbox на Wii, система не распознает ее. Вот так и наш мозг. У каждого он разный, и то, что хорошо для одного, может быть плохо для другого. Мозг может отказаться играть по правилам, которые ему не подходят, а если он слишком нагружен, то зависнет и ему будут нужны перезагрузка и отдых. То же самое происходит и с перегруженным мозгом ребенка с аутизмом. Срыв - это такая перезагрузка.
Книги, фильмы и игры
Хорошее решение - прибегнуть к помощи книг и фильмов. Например, книги "Мария и я" и "Жизнь среди людей" подойдут для детей, которые интересуются тем, что такое аутизм. В сети можно найти множество фильмов, которые можно посмотреть вместе, на семейном просмотре. "Темпл Грандин", "Мальчик, который умел летать", "Звездочки", "Форма голоса", "Жутко громко и запредельно близко".
Детям помогают сблизиться игры. Беда в том, что дети с аутизмом предпочитают чаще играть в одиночку, сами с собой, а нейротипичные дети предпочитают играть в компании или по крайней мере не противятся этому. Поэтому, чтобы использовать игру и вовлечь в нее разных детей, надо постараться, чтобы времяпровождение доставляло удовольствие всем.
Вот, к примеру, один ребенок активен и любит соревноваться, другой - предпочитает неспешные созерцательные прогулки. Подходящей альтернативой могут стать велосипедные прогулки, которые перемежаются короткими веселыми соревнованиями.
Но самое главное, что поможет детям понять и сблизиться с ребенком с аутизмом - это собственный пример. Ваше поведение в данной ситуации является ключевым фактором в том, насколько близкие и доверительные отношения установятся между детьми, нейротипичны они или у них поставлен диагноз РАС. Доброта, готовность прийти на помощь и поддержать, готовность слушать и слышать - это то, в чем нуждаются все дети.