В детской литературе прекрасно то, что единственное мерило здесь – фантазия автора. Это целый мир, в котором возможно все, что угодно.
Книга начинается с идеи
Даже если вас посетила блестящая идея и хочется побыстрее приступить к работе, не торопитесь. Ознакомьтесь сначала с результатами поиска похожих книг в интернете. Почему? Да потому что не стоит тратить время и энергию на написание того, что уже кем-то написано.
Поэтому идите в Google, вбейте в поисковом поле фразу "детская книга", а рядом – краткое изложение идеи. Изучите результаты. Обязательно прочтите аннотацию, изучите содержание похожих историй. Определите, чем ваша книга будет отличаться от уже существующей. Эта процедура занимает от силы 2 минуты. Она необходима, чтобы вы не вкладывались в то, что уже написано кем-то другим.
Не отчаивайтесь, если "все было написано до вас". Просто развейте идею и немного измените сюжет. Вот вы собирались писать о собаке из приюта, которая обрела новый дом? Прекрасно! Придумайте для пса некую отличительную черту. Опишите происходящее глазами пса, а не ребенка. Вы хотели написать о дружбе дракона и принцессы. Но точно такая история только что попалась вам на глаза? Замените дракона на динозавра, а принцессу на обыкновенную девочку, проживающую в городской квартире. Поиграйте с сюжетом. Возможно, в конце читателей ждет не совсем обычная развязка или сюрприз.
Кто ты, главный герой?
Продумайте облик главного героя. Знаете, какие персонажи запоминаются детям больше всего? Непохожие на других. Смешные. Странные. У них могут быть забавные привычки. Или манера речи. Только не забывайте - главный герой должен быть живым. Похожим на обыкновенных детей.
Вот небольшой опросник, который поможет проработать образ главного героя или героини.
1. Чего хочет главный герой?
2. Какие у него достоинства и недостатки?
3. Он экстраверт или интроверт?
4. Чем он отличается от остальных детей?
5. Сомневается ли он в себе или слишком самоуверен?
6. Есть ли у него домашние животные? (Если речь идет о питомце, есть ли у него хозяева?)
7. Что делает вашего главного героя счастливым?
8. Есть ли у него секреты?
9. Чем он может удивить всех окружающих?
10. Что такого он любит, чего другие терпеть не могут. Вареную рыбу, например. Шучу.
Если вы ответили хотя бы на 8 из 10 вопросов, поздравьте себя. Ваш герой выглядит живым.
Когда объем имеет значение
Очень важно определиться с объемом книги. А для этого важно знать, на какой возраст рассчитано будущее произведение.
1. Дети до 3 лет предпочитают как можно больше ярких иллюстраций. Если книга рассчитана на тоддлеров, в ней достаточно 200 слов.
2. Если вы пишите для детей 2–5 лет, ограничьтесь 500 словами.
3. Для малышей 3–7 лет достаточно 800 слов.
4. Для детей младшего школьного возраста прекрасно подойдут красочные книги объемом до 1 000 слов.
5. Для школьников 5–10 лет объем слов может достигать 10 000. В такой книге могут быть главы.
6. А от 7 до 12 лет максимальный объем литературного произведения не должен превышать 30 000 слов.
Помните, "растекаться" мыслью по древу - плохая затея. Особенно, если речь идет о детской книге.
Торопитесь успеть и не бойтесь озадачить
У вас есть идея и уникальный сюжет. Есть главный герой. Вы знаете примерный объем. Время приступать. Делать это надо быстро. Сюжет должен развиваться, а не волочиться, иначе читатель быстро потеряет интерес. Если вы пишите о походе в лес, то отправляться туда следует на первых двух страницах. Не надо долгих вступлений и жизнеописаний. Читатель не осилит скучного вступления, отложит произведение в сторону и забудет о нем.
Обязательно озадачьте героя. Вы должны задать ему задачку, которая захватит и поглотит его. Герой обязательно должен преодолеть какую-то трудность. Сделать это он должен не слишком легко. Иначе книга будет неинтересна. Пусть он постарается и провалит задание, допустит ошибку. Отчаится и, конечно, найдет выход из положения.
На пути вашего героя должны вставать преграды. Не одна и не несколько. Если он решил победить дракона или отправиться в кругосветное путешествие, то должен раздобыть меч и кольчугу или построить корабль. А мама позовет его к обеду или напомнит о том, что пора делать уроки. Потому что идти на дракона с невыполненными уроками нельзя.
Ваш герой должен проникнуться проблемой. Это должен быть вопрос исключительной важности. Пока это ощущение будет транслировать ваш герой со страниц книги, читатель будет ощущать тоже самое. Он будет поглощен задачей. Будет болеть за героя. Переживать вместе с ним.
Некоторые нюансы
Используйте повторы. Потому что детям это нравится. Повторяйте фразы и слова. Вложите их в уста главного героя. Пусть они определяют его. Помните - изюминка детского произведения - это не только сама история, но и иллюстрации к ней. Позаботьтесь, чтобы иллюстраторам было с чем работать. У иллюстратора будет больше возможности проявить фантазию, если основное действие будет происходить вне закрытого пространства. Например, в лесу, а не дома и не в школе.
Вы развили идею, облекли ее в слова, сумели увлечь читателя. Настало время заканчивать книгу. На концовку у вас есть пару страниц. Не больше. Потому что задача решена, напряжение спало, удерживать внимание читателя больше незачем. Надо позаботиться о послевкусии.
Как зовут тебя, книга?
Название книги вы придумаете после того, как ее закончите. Потому что редкий автор представляет себе с точностью до буквы, как будет развиваться сюжет и даже, как поведет себя главный герой. Что, если вместо мороженого, ему захочется сахарную вату, и ход истории поменяется? Никогда не спешите с названием.
Лучше использовать в заглавии книги слова на одну и ту же букву или глаголы действия. Вам пришла в голову идея написать о том, как мальчик или девочка пошли в цирк и нашли там маленького цыпленка, который оказался птенцом страуса? Не пишите в названии "Поход в цирк". Это скучно. Напишите лучше "Цыпленок в цирке". Вы хотите описать поход в лес за грибами? Не пишите "Как мы за грибами ходили". Напишите "Как Маша мухомор победила". Тут вам и аллитерация, и глагол действия, который привносит интригу. А как победила?
Справьтесь в интернете, а не существует ли уже такого названия детской книги. В самом конце проверьте вашу выдумку на детях и взрослых. Обратите особенное внимание на детей. Ребенок заинтригован, когда слышит название произведения или же ему откровенно скучно?
В конце вам останется только внимательно перечитать и сократить повествование. Вооружитесь клавишей Delete и еще раз пробегитесь по тексту. Спросите себя: "А если я удалю это слово или эту фразу, история потеряет смысл?". Если не потеряет - смело удаляйте.
Если вы будете следовать советам, наберетесь терпения, вам улыбнется удача или муза. Вы напишете прекрасную десткую книгу.