Конечно, как рассказал Мосли в интервью Auto Motor und Sport, ему сезон в "Формуле-2" в 1968 году стоил 5 тысяч фунтов стерлингов. А сейчас ребенок, что хочет заниматься автоспортом, мало что сделает, если у него нет отца-миллиардера или он не участвует в молодежной программе Mercedes, Red Bull или Ferrari.
Мосли считает, что начинать ограничения расходов нужно сразу с картинга, ведь чем выше цена за сезон, тем меньше талантливых гонщиков доходит до «формул». Однако это сложно, поскольку все привыкли зарабатывать даже в детском картинге – машины, запасные части, двигатели стоят многовато, да еще и некоторые организаторы начинают уикенды уже в четверг.
В "Формуле-1" уже давно нельзя создать полностью независимую команду – разве что пойти путем Haas, которая покупает детали у Ferrari. Но Мосли имеет план справедливого распределения средств, который мог бы всех устроить.
«Если бы я был диктатором – каким никогда не был в свое время – я предложил бы следующее, - сказал британец. – Возьмем деньги FOM и распределим их равными частями на десять, а точнее, на двенадцать команд. Только по 60 миллионов долларов на команду – цифра просто как пример. И эту сумму отдельная команда может потратить за сезон – на все, включая зарплаты пилотам. Спонсорские средства – это прибыль команд. Это означало бы, что Ferrari была бы чрезвычайно прибыльной.
Это также было бы превосходной системой для тех, кто строит машины. Они успешны лишь потому, что тратят больше денег, чем другие? Надо, чтобы они говорили: наши инженеры лучше других.
Да, это сумма, которую я назвал для примера. Думаю, что сумма, которая будет распределяться, будет больше. Но пока возьмем за основу 60 млн. Это же чертовски много денег, в дюжину раз больше, чем нужно в Формуле 2, чтобы иметь и обслуживать две машины. Можно покрасить машины Ф2 в цвета команд Ф1, и на трибунах или на экране телевизора никто не увидит разницы.
Большие деньги тратятся за кулисами. Никто не видит, как команды строят свои коробки передач и каких усилий это стоит. Это имеет нулевое влияние на то, что видят зрители на трассе.
Однако команды всегда против изменений – они просто не хотят ничего менять. Большие команды не хотят отказываться от своих преимуществ над маленькими командами и вряд ли согласятся на ограничение бюджетов.
Ну да, как контролировать расходы? Как вы узнаете, не работает команда в Китае в секретном аэродинамическом тоннеле или проводит тесты на трассе, о которой никто не знает?
В 2008-м мы создали полный план осуществления контроля над расходами – не было оснований сомневаться, что это возможно. Однако скандальная история с публикацией в News of the World связала мне руки. Я оказался в позиции, в которой ничего не мог поделать. И введение ограничения бюджетов сорвалось».
Однако тот план никуда не исчез, до сих пор существует и, по мнению Макса Мосли, может стать моделью для Liberty, если новые владельцы захотят обеспечить выполнение такого плана.