Понятие общественного питания
Под общественным питанием понимают одну из важных отраслей экономики. Она представляет собой богатую совокупность предприятий, которые производят кулинарную продукцию и организуют ее потребление.
Предприятия общепита традиционно делятся на три вида:
- собственно предприятия общественного питания;
- заготовочные предприятия;
- доготовочные предприятия.
Деятельность предприятий первой группы состоит в производстве продукции кулинарного назначения (к примеру, кондитерских изделий) и их последующей реализации.
Заготовительные предприятия изготовляют кулинарную продукцию и полуфабрикаты, после чего снабжают ею магазины и предприятия, которые ведут розничную торговлю.
Доготовочные предприятия приготовляют на основе кулинарных изделий и полуфабрикатов различные блюда и поставляют их в организации, где они потребляются. В эту группу входят:
- рестораны;
- бары;
- кафе;
- столовые;
- закусочные;
- пивные.
Отдельные виды предприятий общественного питания
Ресторан – это предприятие, где представлен предельно широкий ассортимент самых разнообразных блюд сложного приготовления. Отличительная черта любого рестораны – высокий уровень обслуживания, который нередко сочетается с организацией досуга и времяпрепровождения посетителей.
В баре ассортимент продукции более ограничен. Через стойку бара происходит реализация разного рода напитков, десертов, закусок, булочных и кондитерских изделий. В рабочих помещения баров обычно не предусмотрено приготовление сложных блюд и мытье жирной посуды.
В кафе ассортимент продукции также более ограничен в сравнении с рестораном. Здесь также организуется питание посетителей и их отдых. Эти предприятия общепита делятся на несколько категорий в зависимости от ассортимента продукции и состава посетителей.
Столовая остается самым доступным и демократичным видом предприятий общепита. Здесь производится и реализуется продукция кулинарного типа, но качество обслуживания посетителей уступает ресторанному.
Один из популярных видов предприятий общественного питания – закусочные. Здесь представлен широкий ассортимент блюд, которые не требуют сложного приготовления. Закусочные отличает быстрое обслуживание непритязательных посетителей. К этой категории относят:
- блинные;
- пельменные;
- шашлычные;
- сосисочные;
- пирожковые;
- чебуречные;
- пышечные;
- чайные.
Очень распространены и востребованы в современных городах пиццерии. Они совмещают в себе черты ресторана и кафе. В меню пиццерии обычно имеется широкий ассортимент пиццы.
Реализация хот-догов, шаурмы и другой подобной продукции, как правило, производится в специализированных кисках. Они вполне могут быть как стационарными, так и передвижными.
В последнее время распространение получили кулинарные производственные комплексы, куда могут входить ресторан, кафе, закусочная, магазин кулинарии.
Обычно предприятия общественного питания располагаются в тех местах, которые доступны для граждан. Существуют также закрытые сети общепита, которые обслуживают сотрудников определенных предприятий и организаций.
Особенности развития индустрии массового питания
Требования к качеству услуг, предоставляемых индустрией общественного питания, остаются предельно высокими. Услуги общепита должны быть безопасными, своевременными и точными. Обслуживание должно быть эстетичным и комфортным. Информация об ассортименте продукции и услугах должна быть изложена ясно и в доступной потребителю форме.
В современном мире посещение баров, кафе и ресторанов становится неотъемлемой частью жизни горожан. При посещении подобных заведений человек стремится получить максимум удовольствия и комфорта. Умение персонала грамотно сервировать стол, украшать напитки и еду – всё это очень важно. Однако успех в ресторанном бизнесе до сих пор определяется в первую очередь особенностями технологии приготовления блюд и мастерством персонала.
Особое значение на предприятиях общепита придается контролю качества кулинарных изделий. Порча продуктов, использование некачественных исходных компонентов сказываются на престиже заведения и влияют на его прибыльность. В сочетании с общей культурой обслуживания клиентов всё это определяет успешность того или иного предприятия общественного питания.
Особые требования индустрия массового питания предъявляет к уровню подготовки специалистов, работающих в этой сфере. Работники общепита должны обладать определенными умениями и навыками, быть способными как применить свои познания в профессиональной деятельности. Профессии, связанные с общественным питанием, остаются одними из наиболее востребованных на рынке труда. Безусловно, наилучшие возможности для трудоустройства есть у тех, кто имеет лучшую подготовку и опыт работы.
Перспективы развития отрасли
Основная функция общественного питания – максимально полное удовлетворение потребностей людей в питании вне дома. Этот вид общественного производства зародился и развивался вместе с разделением труда. Будучи одной из самых старых форм хозяйственной деятельности, общепит успешно развивается в новых формах.
В России общественное питание развивалось как одно из направлений торговли. Еще в 1917 году был принят декрет, по которому расширялись права органов самоуправления городов в продовольственном деле. По этому декрету городские управы получили право создавать общественные столовые.
По мере развития отрасли в ней происходили всесторонние преобразования. Росли объемы производства, расширялся перечень оказываемых населению услуг. Повышался уровень обслуживания. В условиях социалистической экономики большая часть предприятий общепита носила статус государственных предприятий. Многие предприятия общественного питания были ведомственными.
С 1991 года в стране развернулся переход к рыночной экономике. В этих условиях стали расти негосударственные формы предприятий общепита. Эта сфера была и остается очень привлекательной для предпринимателей и инвесторов. Причины такой популярности: возможность быстро оборачивать значительный капитал, стабильный спрос на продукцию данных предприятий.
По ряду причин рыночные отношения получили в предприятиях общепита наиболее широкое развитие. Здесь постепенно стал формироваться механизм максимально полного удовлетворения потребностей различных категорий населения. Нынешний общепит отличается ориентацией на конкретного потребителя. На предприятиях данного типа широко организуется досуг и отдых граждан: такой подход почти всегда обеспечивает рост популярности подобных заведений.
Массовое питание с каждым годом все глубже проникает в быт широких слоев населения. В последние годы в крупных центрах России наметился бум ресторанов и элитных кафе. Это связано со стремительным ростом гостиниц и клубов. Индустрия общественного питания находится в становлении: растет не только число заведений массового питания, но также ассортимент услуг и качество обслуживания.
Расширение сетей общепита позволяет эффективнее использовать продовольственные ресурсы. Своевременное и качественное питание расширяет возможности для сохранения и поддержания здоровья широких слоев населения. Организация питания работников на предприятиях способствует росту производительности труда, повышает качество учебы.
Важным фактором общественного развития предприятия общественного питания стали и потому, что они дают возможность населению более активно использовать свободное время.
Услуги предприятий общепита по организации досуга и развлечений включают: музыкальное обслуживание; организацию концертов и просмотр видеопрограмм; предоставление посетителям книгопечатной продукции, настольных игр, игровых автоматов, бильярда.
Ассортимент услуг, которые способны предоставлять предприятия общественного питания, постоянно расширяется. В него могут входить прокат посуды и столовых приборов, упаковка кулинарных изделий, продажа сувенирной продукции. Перечень таких услуг и их качество обычно определяется классом заведения и особенностями посещающей его публики.
Хороший ресторатор всегда помнит простое правило: клиент всегда прав. Необходимо не только накормить посетителя, но и оставить у него хорошее впечатление о заведении.