Общая модель коммуникаций в менеджменте
В теории менеджмента в настоящее время нет общей модели деловой коммуникации. Ровно так же, как и нет единого его определения. Однако большинство исследователей понимают под этим понятием процесс взаимодействия, происходящий с помощью обмена информацией, направленной на конкретный результат. Такой обмен возникает в процессе целенаправленной деятельности.
Некоторые ученые сферы менеджмента и управления делают при определении коммуникации акцент на причинно-следственные цели и функциональное наполнение. Ими выделяются отдельно деловое коммуникативное общение, которое осуществляется при помощи знаковых средств. Оно может быть вызвано потребностями деятельности, а также направлено на совершении изменений в поведении и смысловых и личностных образованиях партнера по деятельности.
Этапы коммуникации
Коммуникация в менеджменте может быть разделена на несколько этапов.
Первый этап определяется потребностью в общении. Она побуждает вступать в контакты с другими людьми.
Второй этап – это ориентированность на цели данного общения, в непосредственной ситуации общения.
Третий этап – планирование содержания коммуникации. На данном этапе человек зачастую бессознательно определяет то, что будет сказано собеседнику.
Четвертый этап – это непосредственное установление контакта. Собеседники обмениваются мнениями, фактами и идеями. Результатом данного этапа становится обратная связь, то есть происходит корректировка стилей, методов и направлений общения.
Проблемы реализации коммуникации в менеджменте
Практически все исследователи данной проблемы сходятся во мнении, что активные коммуникации между сотрудниками могут стать решением всех проблем и бед организации. Будто чем больше такого общения, тем меньше может возникнуть различных проблем, или же они будут решаться значительно быстрее. К подобной стратегии в бизнесе необходимо относиться с осторожностью. Ведь менеджеры или вся организация в целом при таком подходе могут превратиться в перегруженные центры ответов на различные и многочисленные вопросы, а, следовательно, в хранилище абсолютно ненужной информации.
Еще одной крайностью, которая может повлечь за собой лишние проблемы, является минимальное количество разнообразных каналов для коммуникаций в коллективе. Это не может уменьшить объемы информации, а наоборот, переводит их в подпольные центры, что непосредственно отражается на качестве принимаемых руководителями решений.