Секреты венской выпечки
На самом деле австрийская кухня вобрала в себя лучшие традиции кулинарного искусства нескольких народов, причем каждый регион небольшого по площади государства тяготеет к тем изыскам, которые присущи граничащей с ним стране. Так, Зальцбург повзаимствовал многое из Итальянской кухни, Зеефельд находится под немецким влиянием, Форарльберг – под швейцарским.
История свидетельствует, что в Вену стекались искуснейшие повара со всей территории Австро-Венгерской империи, каковой являлась Австрия на тот момент. Уже тогда и зародилось такое понятие, как венская кухня. Но в ней можно найти много черт, характеризующих кулинарию Венгрии, Богемии, Баварии, Словении, Чехии - земель, которые входили в империю.
Не обошла своим вниманием и Турция, военные конфликты с которой сделали австрийцев заядлыми кофеманами. Ведь именно кофе подается к сладостям и десертам в многочисленных венских кафе, которые стали символом столицы. Бытует мнение, что и прославленный яблочный штрудель тоже родом из Турции. Но мнения специалистов по этому поводу расходятся. Одни относят эту выпечку к чешским, другие - к венгерским, третьи считают его исконно немецким, поскольку Strudel переводится «вихрь, воронка, смерч».
Тончайшее и нежнейшее тесто для штруделя действительно закручивается в образ воронки — рулет, внутрь которого закладывается всевозможная фруктовая начинка. В одной из старых поваренных книг рассказывается, что вытяжное тесто должно быть таким тонким, чтобы через него, держа на просвет, можно было прочесть любовное письмо.
Подлинное достижение венских кондитеров
Можно много спорить по поводу того, кто изобрел рецепт той или иной выпечки, но венские кондитеры сохранили и усовершенствовали рецептуру многих видов сдобы, пирожных, тортов, которые разошлись по всему миру. Так, круассан, считающийся символом Французской кухни – это экземпляр из венского дрожжевого теста.
Венский круассан готовится из муки, просеянной несколько раз для обогащения кислородом, масла самой высокой жирности. Мастера своего дела считают, что важны влажность воздуха в помещении, температура при подъеме теста и выпекании, а также настроение пекаря.
Никого не волнует, кто «автор» бойгеля (песочное печенье с орехами), голачна (слоеные конверты с творогом), спинки Лани (шоколадный пирог), коричных улиток, потому что вкуснее, чем в венском кафе, этой сладости нигде не отведать. Только почувствовав аромат венской выпечки, можно понять истину слов Стефана Цвейга, который назвал Вену городом наслаждений.
В любом кафе туристам первым делом будет предложен венский шоколадный торт «Захер», который появился в 1832 году в результате спутанных действий неопытного ученика кондитера. В волнении Франц Захер смешал слишком большое количество ингредиентов, но выпечку по достоинству оценил привередливый князь Меттерних. В дальнейшем рецепт этого торта открыл Захеру дорогу к кухням многих аристократов.
Рецептура скромного на вид торта была продана внуком Франца Захера одному из крупнейших кондитеров Вены, что повлекло за собой судебные тяжбы. Сегодня рецепт торта «Захер» закреплен австрийским законом как символ нации.