Термин «эпитет» произошел от древнегреческого слова ἐπίθετον, переводящегося как «приложенное». Понятием эпитета в литературе определяют слова и целые выражения, которые, имея определенную структуру, несут особую функциональную и семантическую нагрузку, позволяющую им существенно влиять на эмоциональное восприятие других слов и выражений. В общем случае эпитеты можно охарактеризовать как слова и фразы, влияющие на выразительность других слов и фраз.
Обычно эпитеты придают связанным с ними речевым оборотам дополнительную красочность и насыщенность либо особый смысловой оттенок, а иногда и вовсе изменяют их значение. Особо широко эпитеты применяются в поэзии, но часто встречаются и в прозаических литературных произведениях. Строго говоря, ни одно художественное произведение, как правило, не обходится без использования эпитетов.
С точки зрения морфологии эпитеты могут быть выражены совершенно разными частями речи. Это могут быть как наречия («страстно желать») или имена существительные («веселья час»), так и инфинитив («желание забыться»), и даже числительные («вторая жизнь»). Особо часто эпитеты выражаются именем прилагательным («очи светлые», «белы рученьки», и т.д.).
Функционально эпитеты, являясь аналитическими определениями, выделяют особые признаки сущностей, представленных определяемыми словами. Это могут быть как постоянные признаки («ясная лазурь»), так и признаки, полученные путем анализа описываемых объектов создателем произведения («щепетильный Лондон»).
Несмотря на огромную распространенность в письменной и устной речи, теория литературы не имеет четко выраженного взгляда на эпитеты как явление. Некоторые из исследователей относят их к фигурам, другие - к тропам. Часть теоретиков проводит грань между эпитетами постоянными и украшающими, но многие и отождествляют их. В общем случае признаки эпитетов описываются приблизительно, хоть сами фигуры и могут быть с легкостью выделены в любом тексте.
Обычно эпитеты придают связанным с ними речевым оборотам дополнительную красочность и насыщенность либо особый смысловой оттенок, а иногда и вовсе изменяют их значение. Особо широко эпитеты применяются в поэзии, но часто встречаются и в прозаических литературных произведениях. Строго говоря, ни одно художественное произведение, как правило, не обходится без использования эпитетов.
С точки зрения морфологии эпитеты могут быть выражены совершенно разными частями речи. Это могут быть как наречия («страстно желать») или имена существительные («веселья час»), так и инфинитив («желание забыться»), и даже числительные («вторая жизнь»). Особо часто эпитеты выражаются именем прилагательным («очи светлые», «белы рученьки», и т.д.).
Функционально эпитеты, являясь аналитическими определениями, выделяют особые признаки сущностей, представленных определяемыми словами. Это могут быть как постоянные признаки («ясная лазурь»), так и признаки, полученные путем анализа описываемых объектов создателем произведения («щепетильный Лондон»).
Несмотря на огромную распространенность в письменной и устной речи, теория литературы не имеет четко выраженного взгляда на эпитеты как явление. Некоторые из исследователей относят их к фигурам, другие - к тропам. Часть теоретиков проводит грань между эпитетами постоянными и украшающими, но многие и отождествляют их. В общем случае признаки эпитетов описываются приблизительно, хоть сами фигуры и могут быть с легкостью выделены в любом тексте.