Понятие рентабельности активов и причины ее снижения
Рентабельность активов - показатель, позволяющий оценить результаты основной деятельности компании. Он показывает отдачу, которая приходится на каждый рубль активов, независимо от источников их формирования. Рассчитывается он как отношение чистой прибыли к активам предприятия.
Более глубокую картину формирования данного показателя позволяет получить интегральный финансовый анализ. Применительно к эффективности использования активов компанией чаще всего применяется система финансового анализа, разработанная фирмой «Дюпон». Она предполагает разложение формулы рентабельности активов на несколько показателей.
Согласно модели, коэффициент рентабельности активов рассчитывается как рентабельность продаж, умноженная на оборачиваемость активов. В данной формуле рентабельность продаж равна отношению чистой прибыли к выручке, а оборачиваемость - отношению выручке к активам.
Использование модели Дюпона делает очевидным две причины падения рентабельности активов - снижение рентабельности продаж и уменьшение оборачиваемости. Рассматривая данные показатели в динамике, можно определить какой из них привел в конечном итоге к падению рентабельности активов.
Анализ показателей рентабельности активов позволяет выявить проблемные точки в бизнесе и разработать пути по их разрешению.
Пути повышения рентабельности активов
Основной причиной падения рентабельности продаж (и, соответственно, рентабельности активов) является увеличение себестоимости производимой (продаваемой) продукции. В данной ситуации компании необходимо акцентировать собственные усилия на повышении эффективности управления затратами. В частности, определить наиболее весомые составляющие себестоимости продукции и выявить возможные пути их сокращения. Это, например, поиск новых поставщиков сырья, сокращение энергетических затрат путем внедрения энергоэффективных технологий и пр.
Также стоит разделить затраты в структуре себестоимости на постоянные и переменные и рассчитать точку безубыточности. Возможно, необходимо провести детальный анализ ассортиментной матрицы и изменить номенклатуру выпускаемой продукции.
Другой причиной падения рентабельности активов может являться падение объема продаж. Это сказывается на росте себестоимости продукции вследствие увеличения в ней доли накладных расходов. Если было выявлено, что основным негативным факторов стало именно падение объема продаж, компания должна акцентировать свое внимание на маркетинговой, ценовой и ассортиментной политике. В частности, необходимо оценить собственные конкурентные позиции на рынке по указанным направлениям.
Увеличить рентабельность активов можно и путем уменьшения оборотных средств или постоянных активов. Достигнуть данной цели возможно путем продажи неэффективного оборудования или уменьшения непроизводственных активов; снижения сырьевых запасов и незавершенного производства; а также уменьшения дебиторской задолженности. Конечно, при этом стоит учитывать ликвидность активов, чтобы не нарушить баланс между оборотными средствами и возможностью расплатиться с кредиторами.