«Не входить в споры и прения потому, что, если сложилась доминанта, ее не преодолеть словами и убеждениями, - она будет ими только питаться и подкрепляться».
А. Ухтомский
Нетерпимость как способ существования
Серого, а тем более его оттенков в цветовом спектре от белого к черному иль наоборот, для максималиста не существует. Как не существует слов «возможно, но…». И если между борщом и гороховым супом вы вдруг выбираете сборную солянку, то заранее будьте готовы к моральному унижению – максималист припечатает вас нелицеприятной характеристикой, назвав в лучшем случае не имеющим твердой позиции, слабохарактерным человеком. Во-первых, вы не выбрали вместе с ним борщ, как единственно правильный вариант ответа. Во вторых, выбрали свой вариант, - а это разрывает сознание максималиста. Они, как правило, нетерпимы и их принципы просты: кто не с нами, тот против нас; шаг влево, шаг вправо – расстрел.
«У нас нет шансов сделать много вещей, каждую из которых можно будет назвать великолепной. Потому что это — наша жизнь. Жизнь коротка, и Вы умираете. Вы знаете это?»
Стивен Джобс
Так ли плох максимализм?
Есть два вида взрослых максималистов: перфекционисты и параноики. И те и другие двигают человечество вперед. Но, если перфекционисты стремятся в прогрессу и светлому будущему, то параноики, зачастую ценой многих человеческих жизней, ввергают общество в регресс.
«Мы находимся здесь, чтобы внести свой вклад в этот мир. Иначе зачем мы здесь?»
Стивен Джобс
Перфекционист стремится в первую очередь к самосовершенствованию, и затем уж к усовершенствованию мира. Параноик - всегда идейный борец. Параноик переворачивает любые жизненные установки так, чтобы они соответствовали с наибольшей выгодой той идее, которая обуяла его в данный конкретный исторический период жизни человечества: правильно только то, что ему хочется, и для достижения этого хороши все средства.
«Может быть, это так именно и нужно, чтобы старые товарищи так легко и так просто спускались в могилу»
Иосиф Сталин
Среди перфекционистов встречается немало известных творческих людей, особенно в области точных наук, философии, музыки или новых технологий, как Стив Джобс, например. Он и ему подобные максималисты культивируют творческий поиск, поскольку ими движет стремление изменения и собственной личности, и внешнего мира.
Среди параноиков известных людей также немало и в основном это политики-диктаторы, укрепившие свой авторитет благодаря несменяемости власти. Они уверены в собственной непогрешимости и ненаказуемости, в идеальности собственной личности, которая, на их взгляд, прекрасна и не требует развития.
Смерть одного человека — трагедия, смерть миллионов — статистика.
Э. М. Ремарк. «Черный обелиск»
Неспособность параноиков к критическому мышлению, к действительному осознанию реальности, к творческому развитию, приводит к стагнации и застою общества. И почти всегда к огромным человеческим жертвам. Для таких максималистов самое важное – удержать окружающих в сфере собственных интересов, подавить любые противоречащие их влиянию эмоциональные состояния. Навязать ценности и поставить в рамки, выгодные для достижения цели диктатора.
Есть ли лечение от максимализма
Выбирая между «да» и «нет», вы всегда можете почувствовать себя максималистами. Несколько раз на дню мы ими и бываем, не так ли? Прислушайтесь к себе: если вы категоричны, настаиваете на том, что выбор может быть только один из двух, то вы максималист. Если вы нетерпимы к чужому мнению – вы максималист. И с этим надо что-то делать.
Разрешите себе сомневаться, задавая простые вопросы: действительно ли то, что я сейчас отстаиваю, жизненно важно для меня? Страдают ли от моей категоричности люди? Спасаю ли я человечество тем, что готов убить всех несогласных со мной? Если вы способны признаться, что неправы – вы излечимы. Если нет, то следующая стадия максимализма - старческий маразм. Надо просто быть к этому готовым.